Споры о троице и возникновение арианства.

С IV века еретические учения начинают появляться среди самих христиан. Самое яркое из них — арианство. Дискуссия о соотношении лиц Троицы завязался накануне провозглашения христианства государственной религией Римской империи. Начало ей положил александрийский священник Арий, выступивший около 318 г. со своим учением. В чем же состояли расхождения Ария с большинством последователей Иисуса? Арий считал, что Христос — не Сын Божий по сво¬ему существу. Он по своему положению находится ниже Бога-Отца. Понятие сыновства, рассуждал он, связано с рождением, то есть возникновением во времени, Значит, Бог-Сын. Как рождённый Богом-Отцом, не существовал до своего рождения, т.е. извечно. Поэтому он не вечен, он – создание и тварь (в смысле «творение» — это слово не имело в то время бранного оттенка). По учению Ария получалось, что Богом в истинном смысле слова является только Бог-Отец, а Бог-Сын – это лишь самое совершенное Его творение. Следовательно, он не может считаться равным Богу-Отцу, он не единосущен Богу-Отцу, а только подосущен Ему.

Спор с арианами принял такой острый оборот, что, по инициативе императора Константина, пришлось со¬брать христиан из всех стран на специальный Церковный со¬бор. Сторонники Ария (а таких было немало) отстаивали позиции своего учителя в острейшей полемике, и нередко бывало так, что в ход на улицах и площадях города шли камни и палки. Позднее на одной из площадей Александрии устроили костер, на котором сожгли все сочинения Ария, а ют, кто утаил в своем доме его книгу, мог быть немедленно казнен. По преданию, мятежный Арий был вызван в 336 г в Константинополь к императору Константину Великому из далекой Иллирийской про¬винции, куда был послан для перевоспитания. Во дворце разыгралась драматическая сцена:

— Признаешь ли ты определение собора о том, что учение твое лож¬но? — спрашивает Константин. Арий медлит с ответом, но затем утвердительно кивает. Он обманы¬вает императора. На самом деле он хочет вернуться к церковной служ¬бе, чтобы, опираясь на своих тайных сторонников, снова проповедовать свое учение. Осуждение и ссылка, как это часто бывает, только утвер¬дили Ария в своей правоте. В его глазах — трудно скрываемая ненависть и огонь веры. Но доверчивый император проявляет мягкость к Арию и велит патриарху вернуть его в лоно церкви Патриарх, предчувствуя ко¬варство Ария, молится, чтобы не допустить этого. Но тут неожиданно наступает развязка: войдя в общественную убор¬ную, Арий мгновенно падает замертво, пораженный кровоизлиянием в мозг. Как считали правоверные христиане, Суд Божий настиг еретика.

В V в. в очередную ересь впал сам константинопольский патриарх (глава церкви) Несторий, утверждавший, что дева Мария родила не Бога, а человека (он называл ее не богороди¬цей, а человекородицей). Божество же вселилось в Христа только после того, как на него снизошел Святой Дух. Христос, таким образом, не является богочеловеком, а это делает все уче¬ние о его крестных страданиях бессмысленным — ведь, как учат Евангелия, Иисус страдал именно как человек, в которо¬го воплотился Бог! Это течение принято называть несторианством.

В V в. возникло еще одно учение — монофизитство (монос с гр. — единство и физис с гр. — природа). Его основателем считают константинопольского архимандрита (одна из высоких должностей в христианской церкви) Евтихия. В Иисусе Хри¬сте не две, а одна природа — божественная — утверждали монофизиты. За конфликтом с этим направлением стояли не толь¬ко теоретические философские и богословские противоречия, но и политические: некоторые провинции Римской империи хоте¬ли использовать это учение, чтобы отделиться от Византии. Из¬вестно несколько восстаний, вдохновителями которых были монофизиты. В 449 г. на новом Эфесском соборе (названном впоследствии разбойничьим) александрийский патриарх выну¬дил все церкви признать монофизитство, но в 451 г. на соборе в г. Халкидоне оно было осуждено. Тем не менее некоторые христианские церкви остались ему верны и отпали от ортодок¬сального христианства. Среди них Армянская церковь, сохра¬нившая в своем учении монофизитскую основу до сегодняшне¬го дня. Армения стала христианской страной даже раньше самой Византии. По преданию в начале Ъ века в этой стране правил царь — язычник Тиридат III, который решил сделать своей наложницей христианку Рипсине, бежавшую от преследова¬ния римлян. Бог покарал Тиридата за это, превратив царя и его слуг в людей со свиными рылами. В то время в царской темнице страдал один христианин — Григор. Во сне Тиридату было обещано избавление от позора, если он освободит этого человека. Отпустив Григора, царь вернул себе человечес¬кий облик, но все пережитое так потрясло его, что он окрес¬тился и объявил христианство государственной религией Ар¬мении. Освобожденный христианин стал первым главой (католикосом) армянской монофизитской церкви, поэтому ее иногда называют еще и Григорианской.

В первые века христианства существовало множество на¬правлений и сект, признанных впоследствии еретическими. Это и монтанисты (по имени основателя Монтаны), ожидавшие скорого конца света, и хилиасты (хилиас с гр. — тыся¬ча) — крайние аскетические секты, ожидавшие тысячелетнего царства Божия на Земле, и антитринитарии (отрицающие учение о Троице), и павликиане (они считали себя истинны¬ми последователями апостола Павла, на учение которого опи¬рались), выражавшие протест против священства и церкви и учившие, что каждый человек может общаться с Богом без по¬средников, и многие другие. Из числа последователей этих учений вышли крупнейшие философы (например, Тертуллиан), писатели, яркие проповедники.

В напряженной и острой идейной борьбе, принимавшей подчас жестокие и не только словесные формы, выкристалли¬зовывалось современное христианское учение. Эти древние споры о догматах кажутся подчас непосвященному человеку не имеющими большого смысла и даже наивными, но это толь¬ко на первый взгляд: за каждым словом в учении христиан¬ства, да и в любой другой религии, стоит огромный смысл. Изменение даже одной буквы может разрушить здание веры, иметь громадные последствия. Этим вера принципиально от¬личается от рационального научного знания. Отголоски древ¬них споров еще много раз возникали в христианской истории. Слышны они и сегодня. Важнейшим принципом жизни раннехристианской церкви стал принцип соборности, т.е. свободного «собирания» мно¬жества людей в единый церковный организм. Все важнейшие вопросы вероучения и управления церковью решались коллек¬тивно на Вселенских соборах, которые собирались в течение IV—VIII вв. семь раз. На них съезжались представители выс¬шего духовенства, делегированные своими церковными общи¬нами. Дальнейшие церковные соборы, начиная с восьмого, происходили в обстановке разногласий между восточной и западной ветвями христианской церкви. После окончательного раскола церковные соборы были уже не всеобщими и созывались только католической церковью (хотя католики считают их вселенскими).

Важнейшим моментом, определявшим необходимость со¬боров, было отстаивание принципов христианского вероучения в острой борьбе с инакомыслящими. Каждый вселенский со¬бор являлся огромным событием в церковной жизни и имел своим результатом утверждение новых догматов (догма с гр. учение, мнение), т.е. некоторых определенных конечных ис¬тин, переданных путем божественных откровений.

Рубрики: | Дата публикации: 27.07.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии