Специфика слухового восприятия сообщений по радио. Установлено, что 70 процентов времени человек проводит в речевых отношениях. Между четырьмя видами речевой деятельности это время распределяется следующим образом: чтение – 16 процентов, письмо – 9, разговоры – 30, слушание – 45 процентов.

Значит, большую часть активного дня человек проводит в речевых отношениях, а наибольший удельный вес здесь составляет слушание.

Между тем, проблема восприятия и понятия устной речи сравнительно недавно стало предметом широкого научного обсуждения. Появился даже специальный термин «аудирование», что обозначает слушанье с понятием.

Восприятие звука – только одна из двух сторон, составляющих процесс аудирования. Вторым является понятие звучащей речи. Понятие – составной процесс анализирующей и систематизирующей работы мышления, имеющий конечный результат – включать познание в существующий запас представлений, понятий и мыслей.

У слушателя он осуществляется в таком порядке:

1. Распознаются звуки, мысли, факт.

2. Услышанное осмысливается.

3. Делается разграничение нового и известного.

4. Новое соотносится с прошлым опытом.

5. Идет интерпретация услышанного в сознании.

6. Наконец, нехватка материала домысливается на основе услышанного. На основе контекста заполняются бреши.

Понятие, отмечают психологи, характеризуется обобщением предметов и явлений, которые мы воспринимаем, соотношением только познанного материала, прошлого опыта с новой информацией.

Рассматривая похожесть и разницу слушания и чтения, можно отметить, что общим у них является цель. Читать, как и слушать, можно с целью получить какую-нибудь информацию, знания или для удовлетворения эстетического чувства. Основная разница заключается н в цели, а в условиях деятельности.

При этом стоит подчеркнуть такую важную особенность, как неизбирательность слуха. Мы не способны «отвести уши» от чего-то, как можно отвести глаза Всякие побочные раздражители не только мешают, но иногда делают совершенно невозможным целенаправленное аудирование того или иного сообщения.

Внимание слушателей вообще намного менее устойчиво, чем внимание читателя. Более высокая концентрация внимания читателя , основанная на физической деятельности – необходимости переносить взгляд с одной строки на другую, перелистывать страницы – вызывает дополнительную активность в восприятии, тогда как слово доходит до слушателя без активных усилий с его стороны.

Обычно выделяют следующие типы слушания радио:

1. Поисковое – когда слушатель, крутя ручку настройки приемника, старается найти какую-нибудь конкретную передачу.

Рубрики: | Дата публикации: 23.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?