Специфика искусства.
Эстетические чувства и переживания воспроиз-водят реальный или воображаемый мир прежде всего через категории прекрасного и безобраз-ного, трагического и комического и т.п.
Искусство исходит не из познавательной зада-чи, а из ценностных установок и интересов.
Конечно, у искусства есть и познавательная функция. Однако, она не главная и имеет особый характер .
а) Искусство субъективно (субъектно) вос-производит мир и прежде всего человека («ис-кусство – это я, наука – это мы» ).
Все эстетические образы и формы субъек-тивны, личностно индивидуализированы.
Однако они так или иначе соотносятся с объ-ективным миром.
Ученый стремится отразить, адекватно вос-произвести объективную реальность, а художник творит субъективную .
Только плохой художник изображает один и тот же объект всегда одинаково. Гете Матисс
Художественные творения прошлого тем нам и интересны, что в них наряду с другими выдаю-щимися достоинствами запечатлен неповтори-мый внутренний мир их создателей.
Концепции разных ученых встраиваются в единую систему, утрачивая авторскую самобыт-ность.
Художественные произведения и творения ис-кусства сохраняют авторскую самобытность и могут быть не связаны друг с другом.
Художник гораздо свободнее в своих иска-ниях, чем ученый (у художника несравнимо меньше ограничений).
В то же время субъективное в искусстве не разъединяет людей, т. к. основано на сопережи-вании и соразмышлении.
Чужие горе и радость могут восприниматься в искусстве как свои.
б) Искусство воспроизводит особенное, «остраненное». Общественные ценности, идеи и нормы индивидуализируются «лица не общим выраженьем».
Художник как бы «выжимает» из реальности особенное.
Выготский: искусство относится к действитель-ности как вино к винограду.
Художник как бы умножает факт на его худо-жественное обобщение.
Что касается остранения, то …. «Мы странно встретились и странно разойдемся». Бунюэль. Феллини («Амаркорт»). «Парад планет».
«Во всем данном бытии, в каждой частичке информа-ции мира находим существенную черту его излома, его характер части, видим увечье его онтологической искаженности, в нас кричит его боль по ампутирован-ному члену, его ностальгия по части, которой не хва-тает ему для совершенства, его божественное недо-вольство.
Прошло десять лет с тех пор, как я в Буэнос-Айресе определил это недовольство как любовь без любимого и как боль, что чувствует калека в ампутированной ко-нечности. Это есть чувствование лишенности того, что не есть мы, признание себя несовершенными и одно-рукими» Ортега-и-Гассет
в) Искусство типизирует (обобщает без ра-циональной абстракции). Оно воспроизводит типическое (обобщаются типические неповто-римости, причем это производится на чувствен-но-эмоциональном, а не на абстрактно-рациональном уровне).
Великий художник выходит на архетипические образы.
г) Искусство воспроизводит возможное (про-живается то, что не случилось, но могло случить-ся). Искусство как бы восполняет мир не случив-шимися возможностями. Шекспир: «Театр при-нимает зрителя таким, каков он есть, а отпускает раскрывшим рот от изумления перед тем, чем мог бы он быть».
История не случившегося — великая история. Искусство позволяет пережить возможное, но не пережитое в реальной жизни.
Ковбой на «Отелло».
д) Искусство воспроизводит воображаемое. Ассоциативность художественного восприятия.
«В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка,
В единой горсти — бесконечность
И небо — в чашечке цветка…» Уильям Блейк
См. также цитату из Чапека.
Падает количество знаемых сказок.
Рубрики: Философия | Дата публикации: 29.06.2010
Комментарии и Отзывы