Специфические черты, отличающие науку от религии
Выделим некоторые специфические черты, кото-рые различают науку и религию.
1. Основное содержание науки – теоретически выводимые, логически доказуемые и эмпириче-ски проверяемые знания.
Основное содержание религиозных учений (на примере христианства) – Священное писание, повествования и предания, опирающиеся на ве-ру.
2. Наука едина и интернациональна, а рели-гии отвергают друг друга.
«Русская» модель атома
3. Научное знание, будучи объективным, надличностно .
Религиозное знание всегда имеет личностную форму (заветы предков, тексты пророков, зна-ния, открытые свыше богоизбранным личностям и т.д.)
Происхождение религии имеет в числе прочих и субъективно-антропологические предпо-сылки.
Тайна «святого семейства» заложена в харак-теристиках земного семейства.
4. Наука натуралистична. Она в принципе не может вводить никаких сверхъестественных факторов.
Ученый устремлен постигать существующее, избегая излишних предположений и произволь-ных допущений.
Кем-то уже говорилось, что чудеса не проти-воречат законам природы, но противоречат на-шим представлениям об этих законах.
Термины «сверхъестественный» и «божест-венный» почти равноценны.
В этом смысле наука принципиально нерели-гиозна.
Именно «не», а не «анти». Ученый может ве-рить в Бога и рассматривать природу как книгу, написанную Богом на языке математики (как это делал Галилей).
Но он все равно должен расшифровать этот текст, не прибегая к непосредственному проник-новению в божественный замысел.
Загорск.
5. Наука критична и самокритична. Уче-ный, проверяя свою или чужую концепцию, под-вергает ее серьезнейшей критической проверке.
Фундаментальная черта религиозных учений — это откровенный догматизм. Если в науке дог-матизм ругательное слово, то в религии это ком-плимент.
Б. Шоу на банкете в честь Эйнштейна. Сражались не только армии.
6. Религия и наука противостоят по вопро-су об источнике знания.
Источником научного знания являются опыт и разум.
Источником религиозного знания является божественное откровение.
7. С предшествующим признаком тесно связан открытый характер научных текстов и закрытый характер религиозных текстов. Научные тексты всегда незакончены, а ре-лигиозные – окончательны.
Теорема Гёделя.
Они допускают как дополнение, так и пере-смотр (правда, удовлетворяющие «принципу со-ответствия»).
Совершенно иной характер носят основопола-гающие религиозные тексты.
Они в принципе не допускают никакого изме-нения, а могут только истолковываться .
Очень жаль, что в нашей стране вновь и вновь обнаруживает себя тонко подмеченная Н.А. Бердяевым «полярность русского челове-ка».
От бездумного отрицания религиозного миро-воззрения сейчас намечается тенденция к столь же бездумной его экспансии.
Некоторые представители «власть предержа-щих» видят в религии вариант новой государст-венной идеологии. Криминальные авторитеты тоже пытаются «подстраховаться» от неприятно-стей на том свете.
По словам А.П. Чехова, между «есть Бог» и «нет Бога» лежит целое громадное поле, ко-торое проходит с большим трудом истинный мудрец.
Секулярно или агностически ориентиро-ванные ученые считают, что врожденное «религиозное чувство» есть архетип пре-клонения, имеющий естественное, а не сверхъестественное происхождение.
Фильм Якопетти: между Гонконгом и Австралией пролегла оживленная авиали-ния…
Собаке богом кажется ее хозяин.
Религиозная идеология нередко станови-лась орудием принуждения в руках власт-вующих элит.
Но она же могла становиться милосердной заступницей социальных низов.
Хорошо выразил единство религии, морали и искусства один священник: — Кино – это язык. На нем можно сказать «- Слава тебе, Господи!» А можно «- Распни! Распни!»
Любой человек – независимо от его рели-гиозной позиции преклонит голову перед жизненными подвигами Франциска Ассизско-го и Серафима Саровского, Ганди и Кинга, Швейцера и матери Терезы.
Вместе с тем достойны высших похвал благородство и человеколюбие таких крити-ков христианства как Марк Твен и Бертран Рассел, Сартр и Хайдеггер, Фрейд и Камю.
Основное социально-значимое проти-воречие лежит не между верующими и атеистами, а между, с одной стороны, людьми высоконравственными, добры-ми и справедливыми, а с другой – таки-ми, которые готовы на всё ради своего преуспевания.
Рубрики: Философия | Дата публикации: 29.06.2010
Комментарии и Отзывы