СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Политический процесс, который отзеркаливает систему политико-властных отношений, тесно связан с политической деятельностью.

В общем виде ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ есть совокупность действий отдельных индивидов и больших общественных групп (общественных слоев, наций, партий, общественных организаций), направленных на реализацию их политических интересов, прежде всего завоевания и удержание власти.

Эта деятельность осуществляется в границах отношений или вне их и регулируется правовыми (уставными), социальными и психическими нормами, общеприемлемыми в данном обществе.

Политическая деятельность возникает там, где появляется соответствующий политический интерес индивида, группы и т.п.

Движущей силой политической деятельности является политическое сознание. Его развитие осуществляется под влиянием институтов политической системы, политико-психологической культуры, политических и правовых норм, традиций, ментальности и т.п.

Системоорганизующими (системообразующими) факторами политической деятельности выступают:

*политические интересы,

*сознание,

*политическая культура,

*традиции,

*ценности,

*нормативно-правовые акты

Они определяют ее цели, содержание, размах и последствия на уровне общества, класса, социальных групп, индивидов.

Поскольку политическая деятельность не может существовать автономно, сопредельные сферы общественной жизни (экономическая, духовная и т.п.) также испытают ее влияние и сами активно влияют на последнюю.

Политическая деятельность является полигоном для действий социально-политических институтов и нормативно-правовых систем. Она есть отображением воли, интересов, отношения разных социальных групп граждан к политике, вопросов управления обществом.

Большей частью политическая деятельность оперирует будничным (бытовым) сознанием, хотя при определенных обстоятельствах она имеет дело и с высшим уровнем сознания.

Политическую деятельность следует рассматривать на двух уровнях:

1. Теоретическом — политологическая, нормотворческая, идеологическая, социологическая, научно-организационная, методическая.

2. Практическом — депутатская, правительственная и самоуправляющаяся деятельность, деятельность в составе партий, движений, общественно-политических организаций, электоральная (избирательная) деятельность и т.д.

В политической сфере общества политическая деятельность направлена на два вида объектов:

1. Организационные факторы общественно-политической жизни:

— образования государственных органов путем демократического волеизъявления граждан;

— создания политических партий, общественных организаций, движений;

— производство политико-правовых норм путем регулирования процесса подготовки и принятия законов, непосредственного выявления воли граждан на референдумах, опросах, собраниях;

— организация системы управления основными сферами государственной и общественной жизни, то есть определения их организационного построения, полномочий, механизмов взаимоотношений и т.п..

2. Процессы политического развития:

— укрепление социальных основ развития общества;

— развитие национальных отношений, гарантирование интересов национальных меньшинств;

— привлечение граждан к государственному и общественному управлению;

— формирование политического сознания граждан;

— укрепление институтов власти и политических структур общества;

— создание доверия и поддержки упомянутым политическим институтам;

— обеспечение соблюдения законности и правопорядка, демократических норм жизни общества;

— проведение международной и региональной политики (геополитика). Под политическим процессом понимают последовательность действий, которые происходят при участии хотя бы одного из политических субъектов. В упомянутой последовательности событий выделяют субъективный (мотивационный) аспект, который состоит из деятельности индивидов и общественных групп, и объективный аспект — глобальный результат этой деятельности.

Результатами политической деятельности являются общественные изменения, которые происходят в сферах:

• отношений между общественными группами (слоями общества), то есть — изменения во взаимоотношениях между последними;

• отношений власти между руководителями и подчиненными, которые касаются объемов, силы, авторитета, субъектов власти, изменения способа осуществления власти и т.д.

• отношений в границах власти (например, установления коалиционной власти и т.п.);

• политических отношений между индивидами и группами (например, толерантность, терпимость-нетерпимость к идейно-политическим оппонентам и т.д.).

Политическая деятельность также порождает смены отношений власти между субъектами политики.

Это, в свою очередь, влияет на:

1. Силу власти, которая может быть измерена теми усилиями, которые нужно применять для реализации решений.

2. Объем власти, которая состоит в увеличении (сокращении) правового пространства общественной жизни, то есть — расширении (уменьшении) сфер общественной жизни, которые регулируются юридическими нормами и, соответственно, уменьшении (увеличении) сфер, которые регулируются социальными и психическими общественными регуляторами политического поведения.

3. Отношения власти, которые имеют проявления в централизации — децентрализации, концентрации — деконцентрации, олигархизации — демократизации и т.п..

Таким образом можем указать на основные типы политической деятельности:

• радикальные (революция, контрреволюция, мятеж и т.п.);

• реформаторские (инновационные, которые оказывают содействие общественным изменениям, не подрывая основ власти правящих кругов);

• политические перевороты (государственный переворот, путч, воинский мятеж, которые, в отличие от революций и реформ, не влияют на изменения общественно-экономического базиса страны).

Политическую деятельность невозможно осуществлять без поступления политической информации о развитии социальной структуры общества, нации и отношения между ними, структуры власти и организации управления, уровня политической культуры и политического сознания и т д.

Недостоверность, неполнота, искажения политической информации приводят к принятию неадекватных политических решений.

Мотивационную структуру политической деятельности составляют:

1. Знания ситуации, в которой субъект реализует свои цели.

2. Система ценностей и норм.

3. Личные склонности и эмоции (психологический фактор).

Идеология — направляет и объясняет цели политической деятельности в целом, как направленные на реализацию определенного этапа деятельности.

Политические доктрины — детализируют цели политической деятельности и указывают на средства их достижения.

Политические доктрины, примененные к конкретным ситуациям, называют политическими программами.

Примером непосредственного влияния конкретной идеологии на политическую деятельность может быть:

*проведение коллективизации сельского хозяйства, или

*приватизации государственного имущества в бывших социалистических странах.

Еще одним фактором, который предопределяет политическую деятельность центров власти, является давление на них со стороны общественных групп населения.

Формами такого давления являются:

*массовые демонстрации,

*акции протеста,

*пикетирования,

*забастовки и т.д.

Политическая деятельность в современном мире является проявлением двух форм демократии:

— представительной (представительской) (депутатской, в том числе — парламентской);

— непосредственной.

1. Основной источник представительной политической деятельности состоит в волеизъявлении граждан общества. Избирая своих представителей в органы законодательной, исполнительной, судебной власти, граждане делегируют им политическую власть, которая принадлежит им по конституции.

2. К непосредственной политической деятельности причисляем деятельность в составе партийно-политических структур.

Суть: Эта деятельность регламентируется двумя видами норм:

*правовыми (общими для всех граждан) и

*программами и уставами организаций, в которых граждане принимают участие.

Высшая цель партийно-политической деятельности состоит:

*в убеждении масс в правильности своих идей и программ,

*а также владение государственной властью путем получения ее на демократических, прямых и общих выборах.

Политическая деятельность может осуществляться на профессиональных или любительских основах.

Опыт показывает, что профессиональной политической деятельностью можно заниматься и находясь на штатных должностях функционеров партий, общественно-политических организаций и движений, а общественной — даже имея мандат депутата парламента.

Хотя, конечно, последнее есть нежелательным явлением, поскольку парламентская деятельность, следствия которой имеют чрезвычайно важное значение для всего общества, не должна осуществляться на общественных основах. Написания работающих законов является, скорее всего, более важной для государства деятельностью, чем руководство фирмой, заводом или колхозом. Здесь как нигде должны быть настоящие профессионалы в области права, экономики, политологии, социологии и психологии.

Рубрики: | Дата публикации: 17.07.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии