Системный подход в управлении

Системный подход это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих – это способ мышления по отношению к организации управ-лению.

Система – это некоторая целостность, состоящая из множества законо-мерно связанных друг с другом и взаимозависимых элементов, каждый из ко-торых вносит свой вклад в характеристики целого.

Организация – это большая и сложная система с множеством взаимосвя-зей и элементов, целенаправленно функционирующая. Поскольку все элементы взаимосвязаны, неправильное функционирование одного из них может повли-ять нра систему в целом.

Организация – иерархическая система, совокупность взаимосвязанных элементов – рабочих мест, участков, цехов, отделов, подразделений и проч. Единство элементов системы обеспечивается взаимосвязями различных произ-водственных процессов. Основное назначение организации – производство продукции или услуг. Организация как сложная система характеризуется большим количеством и разнообразием элементов и структур. Многообразие структур объясняется большим числом разнообразных по своим задачам эле-ментов.

Организация – динамичная система, так как в ней постоянно протекают производственные процессы, кроме того, со временем отдельные элементы из-меняют свои характеристики (меняется выпускаемая продукция, состав и связи элементов).

Вероятностный характер носят параметры обеспеченности организации материалами, трудовыми ресурсами в определенные периоды времени. Стохас-тика производственных мощностей и других элементов организации приводит к некоторой внутренней неопределенности системы, которая усугубляется за-висимостью организации от внешних условий, имеющих также вероятностный характер.

В любой организации осуществляется экономическая деятельность в ви-де финансовых отношений с государством и другими организациями, следова-тельно, организации имеют черты экономической системы. Если учесть, что в основе деятельности организации находится человек в процессе производства, то можно говорить о социально-экономической системе. Главное свойство со-циальных систем – то, что совокупность общих и личных целей и интересов коллектива работающих людей воздействует на состояние системы и ее разви-тие.

Организация – многокритериальная система. В иерархических системах, как правило, неизбежны противоречия между системой и ее элементами, кото-рые в первую очередь проявляются в нетождественности интересов всей сис-темы в целом и ее отдельных элементов. Следовательно возникает проблема координации, которая в общем случае заключается в создании механизма, обеспечивающего направленную деятельность всех элементов системы на дос-тижение целей стоящих перед системой в целом. Трудности координации обу-словлены следующими причинами:

? каждый элемент иерархической системы обладает своей собственной локальной целью, как правило не тождественной целям других эле-ментов системы;

? элементы верхних уровней хотя и обусловливают целенаправленную деятельность элементов нижних уровней, но не полностью определяют ее. Элементам нижних уровней представляется относительная свобода и самостоятельность в выборе собственных решений по достижению своих целей;

? каждый элемент иерархической системы при выборе решения руково-дствуется собственными критериями эффективности в общем случае не совпадающими с критериями эффективности других элементов и системы в целом.

Сложная структура организации отражается на ее системе управления, структура которой также иерархическая. Уровни управления объединены об-щей целью, но имеют т свои локальные интересы, никогда не совпадающие с критериями эффективности работы всей организации в целом.

На функционирование организации влияет внешняя среда – тоже слож-ная экономическая система.

Организация может быть охарактеризована как замкнутая и как открытая система.

Понимание организации как замкнутой системы основано на признании определяющей роли внутренних факторов. Они описываются следующими признаками:

? границы организации считаются фиксированными, входы и выходы располагаются как бы ха пределами организации;

? формальные структуры рассматриваются как результат творчества властей организации и ее менеджеров;

? неформальные структуры облекаются в форму личностных качеств и взаимообменных интеракций участников.

Организации как открытые системы имеют следующие признаки:

? импортация энергии, то есть организации получают энергию из внеш-ней среды, от других организаций, людей, источников сырья и проч. Без этого организация прекращает свое существование;

? переработка – организация преобразует то, что получает на входе в продукты и услуги. Эффективность переработки влияет на выходной продукт;

? выход – организация экспортирует готовые продукты во внешнюю среду. От того, как эти продукты воспринимаются внешней средой за-висит продолжительность экспортной операции. Каждая организация должна производить продукцию, в которой есть нужда и необходи-мость в течение достаточно длительного времени;

? организации, как циклы событий : три функции – вход, переработка, выход и их последовательность образуют цикл организации. Циклы есть у всех организаций, независимо от их цели и предназначения. ус-тойчивость и четкость цикла определяется тем , насколько точно орга-низация соответствует потребности среды;

? устойчивость. Импортация энергии необходима для того, чтобы за-держать энтропийные процессы внутри организации. Однако, это не приводит к полному равновесию со средой, поскольку входы и выходы организации также подвержены изменениям. Возможно лишь времен-ное, динамическое равновесие. Чтобы достигнуть максимальной ус-тойчивости организация должна расти и стремиться контролировать те области среды, которые могут вызывать проблемы. Это достигается благодаря прогнозированию;

? дифференциация: организация имеет тенденцию двигаться по направ-лению к высокой дифференциации и специализации функций и ролей;

? интеграция и координация деятельности по мере роста дифференциа-ции. Организация должна выработать механизм реинтеграции разли-чающихся и специализированных областей. Это – механизм контроля, приоритеты в решениях, правила, моделирование;

? эквифинальность – это требование, согласно которому организация может прийти к одним и тем же результатам несколькими разными пу-тями. Это требование означает также то, что не все отличающиеся друг от друга организации идут к одному и том у же результату одним пу-тем.

Рубрики: | Дата публикации: 06.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?