Символика графических изображений на одежде Мамы Койи как отражение космологической роли женщин в мифологическом пространстве инков (по материалам хроники Гуамана Помы де Айалы)

Зелененькая Евгения Александровна

Студентка

Пермский госуниверситет,

историко-политологический факультет, г. Пермь, Россия

E-mail: zel.evg@mail.ru

Мама Койя – супруга и сестра Сапа Инки (Гарсиласо де ла Вега, 1974, с. 66). Мама Койя считалась «дочерью Солнца» и «дочерью Луны» (Гуаман Пома, 1613, с. 121). Ее титулами были «пиуисуарми», что в переводе с кечуа означает «супруга»; «мамануарми» –

«мать»; «уачакуяк» – «та, которая заботится о несчастных» (Стингл М., 1986, с. 47). Мама Койя считалась у инков (под «инками» подразумевается правящий слой в Тауантинсуйу) покровительницей женщин, плодородия, земледелия.

Особый интерес представляет не только официальная роль «императрицы», но и ее официальное изображение. Наиболее близкими к официальному могут считаться изображения Мамы Койи в хронике Гуамана Помы де Айалы, чистокровного индейца, который входил в элиту империи. Документальная ценность рисунков «Nueva Coronica…» в отображении инкской реальности отмечена как в зарубежной (Кенделл Э., 2005; Стингл М., 1986, с. 21), так и в отечественной историографии (Кузьмищев В.А., 1979, с. 196). Одно из центральных мест на изображении Мамы Койи – графические символы на ее одежде, анализ которых есть цель данного исследования. Стоит оговорить, что все основные символы на одежде «императриц» можно встретить и на одежде их мужей. Но часть из этих символов в инкской культуре отражают сугубо женскую половину Космоса (Овузу Х., 2006).

Согласно хронике, было 12 Мама Койя. Наиболее важной из них как объект семиотического анализа является Мама Окльо, так как она была женой Манко Капака

(первого Инки) и стояла в основе «Пятой мировой эпохи» – «Космоса» инков.

На животе Мамы Окльо имеется квадрат, состоящий из 16 клеток, в каждой из которых имеется символ (Гуаман Пома, 1613, с. 120). Центральным символом является шестиконечная звезда (всего 4 звезды по диагонали). Такая звезда на космологической диаграмме Пачакути Ямки (Салливан У., 2000, с. 428) находится на женской половине Космоса и обозначает Венеру, Вечернюю звезду (Кенделл Э., 2005, с. 219). «Солнце и Луна породили Венеру как «Утреннюю звезду» и Венеру – «Вечернюю звезду»; далее Утренняя звезда стала отцом Кама Пача (Владыка – Земля), от которого произошел мужчина, а Вечерняя звезда стала матерью Мама Коча (Владычица-Океан), от которой произошла женщина» (Кенделл Э., 2005, с. 212). Кроме того, у Хайке Овузу можно встретить следующее: «Венера была священна и очень почитаема. По сей день важные начинания, касающиеся сельскохозяйственных работ и каких-либо других дел деревенской общины, решаются исходя из положения планет на небе…» (2006, с. 33);

«…шестиугольный знак означает поле, которое обрабатывалось сообща всеми жителями деревни» (2006, с. 29). Таким образом, центральный элемент рисунка одежды Мамы Окльо символизирует женское начало, плодородие и земледелие.

Связь между Мама Койя и Венерой, возможно, также отражена и в прическе супруги Сапа Инки: волосы ее никогда не убраны, за исключением двенадцатой Койи (Гуаман Пома, 1613, с. 142). «Венера – единственная планета, идентифицированная местным названием – часка коильюр… Коильюр означает на кечуа «звезду», в то время как часка –

«растрепанные или взъерошенные волосы»; «Венеру, великолепную в своей полной фазе,

изображают как растрепанную, волосатой» (Салливан, 2000, с. 130; с. 487).

О связи Мамы Койи с плодородием также говорит ее лунные ритуальные обязанности и само имя «Mama». В.А. Юревич (2004, с. 75-76), опираясь на сведения Сиесы де Леона и Инки Гарсиласо, убедительно доказал не только существование у инков

лунного календаря, но и его сакральную важность в земледельческой цивилизации Центральных Анд. А у Л. Спенс (2005, с.296) можно найти следующее: «Духи, которые, как считались, способствуют росту растений, назывались mamas». Mamas, по ее словам, это «посредники», медиаторы, несущие в себе витальные силы.

Другой элемент с одежды Мамы Окльо – это символ, подобный которому Хайке Овузу (2006, с. 26) трактует как змею. Ее природа – хтоническая и она покровительствует плодородию.

Параллельно (сверху) ряду шестиконечной звезды на одежде Мама Окльо расположен ряд знаков в виде горизонтального ромба с точкой посередине. Подобный ромб в Тауантинсуйу означал картофельное поле (консервированный особым способом картофель в империи инков был гарантом от массового голода в случае неурожая), а точка по середине – это «глаз источника». «Источником считаются глаза матери-земли; к источнику приносятся жертвы в связи с культом воды» (Овузу Х., 2006, с. 27).

Последний символ на одежде Мамы Окльо выглядит следующим образом: 4.

Трактовать его в контексте культурного наследия инкской империи затруднительно.

Таким образом, космологическая роль женщины в мифологическом пространстве инков отражена на одежде Мамы Койя: три из четырех символов с одежды супруги мифического основателя инкского государства связаны с культом Луны, плодородия и земледелия. При этом, исходя из рисунков Гуамана Помы, подобные символы среди женщин в инкской империи имела право носить только Мама Койя. Она – гарант, в силу своих посреднических функций, и символ благополучия Тауантинсуйу.

Литература

Ершова Г.Г. (2007) Древняя Америка. Т. 1. Северная и Южная Америка. М.

Инка Гарсиласо де ла Вега. (1974) История государства Инков. М. Березкин Ю.Е. (1991) Инки: исторический опыт империи. Л. Кенделл Э. (2005) Инки. М.

Кузьмищев В.А. (1979) У истоков общественной мысли Перу. М.

Мифы Центральной и Южной Америки. (2004) М.

Овузу Х. (2006) Символы инков, ацтеков и майя. М.

Салливан У. (2000) Тайны инков. Мифология, Астрономия и Война со Временем. М.

Серов С.Я. (1977) Динамика этногенетического мифа инков // Этническая история и фольклор. М.

Спенс Л. (2005) Мифы инков и майя. М.

Стингл М. (1986) Государство инков: слава и смерть сыновей солнца. М.

Юревич В.А. (2004) Астрономия доколумбовой Америки. М.

Guaman Poma.(1613) Nueva Coronica // http://www.kb.dk/elib/mss/poma/indices/indice- en.htm#

Рубрики: | Дата публикации: 11.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?