Школа поведенческих наук (1950-…..)
Развитие таких наук, как психология, социология и совершенствование методов исследования после втором мировой войны сделало изучение поведе-ния на рабочем месте в большей степени строго научным. В этом направлении работали К.Арджирис, Р.Лайкерт, Д.Мак-Грегор, Ф.Герцберг. они изучали раз-личные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организации, лидер-ства, изменения содержания работы и качества рабочей жизни.
Эта школа значительно отошла от школы человеческих отношений, со-средоточившейся прежде всего на методах налаживания межличностных от-ношений. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работ-нику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. В общих чертах основная цель этой школы – повышение эффективности органи-зации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
В частности представители школы считают сомнительным ведущий те-зис научного управления о максимальном разделении труда, так как монотон-ное повторение рабочими элементов операций под постоянным и строгим кон-тролем вступает в противоречие с потребностями «зрелой» личности.
Поэтому рекомендуется привлекать работников к планированию и нор-мированию операций, обогащать труд. При мелкосерийном и многономенкла-турном производстве рекомендуется отказываться от потока и вводить авто-номные сборочные стенды, которые способствуют гибкости производства , по-вышают качество продукции, снижают издержки. Профессии рекомендуется совмещать при автоматизации, совмещая наладку, мелкий и текущий ремонт, уход и контроль за оборудованием.
Представители школы подвергли критике принцип «координации по-средством иерархии», рекомендуемый классиками, указывая, что направление линии власти только сверху вниз не является эффективным. В связи с этим ими предлагается «координация посредством комиссий», которая обеспечивает бо-лее эффективные коммуникации и понимание идей, лучшее восприятие общей политики организации и ее более эффективное осуществление.
Зная возможности отдельных подчиненных, руководитель должен пере-давать право принятия решений на низшие уровни организации, постоянно вы-слушивая своих подчиненных по всем вопросам, для решения с его стороны необходимы какие-лидо действия. Эффективность делегирования, по их мне-нию, определяется умением использовать возможности своих подчиненных как коллектива.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 06.07.2010
Комментарии и Отзывы