Русская православная церковь. Основные этапы истории.

В конце X в. во времена правления князя Владимира в ре¬лигиозной жизни Руси произошел крутой поворот: христиан¬ство было принято в качестве государственной религии. Уче¬ные считают, что веру в Христа знали на Руси задолго до официального принятия. В «Повести временных лет» есть интереснейший рассказ о том, как на русскую землю приходил апостол Андрей Первозванный, как он основал город Киев и предрёк этому городу великое будущее (попутно летописец не без юмора рассказывает о том, как апостол попарился в русской бане), Рассказ этот, вероятнее всего, мифологичен, но в нем заключается очень важное символическое значение. Андрей Первозванный проповедовал христианство на Балканах и в Причерноморье, среди скифов. Вполне возможно, что он мог поднимать¬ся по рекам и, в частности, по Днепру гораздо севернее. Позже Андрей считался покровителем русской государственности, военно-морского фло¬та. Андреевский флаг имеет крест в форме буквы «X», что связано с пре¬данием о том, что римляне приказали распять апостола Андрея на крес¬те именно такой формы. Русские дружины, передвигаясь по миру, неоднократно попадали в Византию, в Болгарию, в страны Европы, где от¬дельные воины вполне могли принимать христианство. В Ки¬еве, возможно, с очень давних времен были христианские цер¬кви. В русских летописях сохранились туманные рассказы о крещении полулегендарных киевских князей Аскольда и Дира во время похода на Византию. Очевидно, христианство в Ки¬еве могло выступать в качестве некоего противопоставления в адрес другого центра Руси — Новгорода, где гораздо доль¬ше господствовало язычество. Язычниками были и варяги, от которых, как вы знаете, по преданию пошли первые русские князья. Еще до Владимира в середине X в. русская княгиня Оль¬га (жена убитого древлянами Игоря) приняла христианство во время своего визита в Царьград (Константинополь). Ее, со¬гласно русской летописи, крестил сам константинопольский патриарх. В рассказе о крещении Ольги есть некоторые про¬тиворечия, но они не дают оснований считать весь рассказ вымыслом. Недаром княгиня Ольга была позже канонизиро¬вана как русская святая. Сын Ольги и отец Владимира (крестителя Руси) — Свя¬тослав был ярым язычником. Князь-воин, он всю жизнь про¬вел в походах и лишился головы в довольно молодом возрас¬те, попав к печенегам в засаду. Предание о том, что череп Святослава был превращен печенежским князем в чашу, впол¬не могло быть намеком на то, какая судьба ожидает отвернув¬шегося от истинной веры. Владимир поначалу отнюдь не отличался христианским смиренным поведением. Но в какой-то момент он пришел к выводу о необходимости церковной реформы на Руси. Влади¬мир начал с попытки реформировать язычество и создать единый государственный пантеон языческих богов. Владимир был ревностным, жестоким и фанатичным реформатором языче¬ства, но… реформа не удалась и он стал, как описано в лето¬писи, «выбирать» новую религию для Руси. На самом деле выбор Владимира был не случаен и достаточно очевиден. Принятие христианства роднило Русь с Византией — древ¬нейшим культурным и духовным центром, а также с Европой, где активно шел процесс христианизации. Русь приобщалась к великой культуре и к великой религии, и сейчас невозмож¬но себе представить, что было бы, если бы Владимир сделал бы иной выбор (хотя в непосредственном соседстве с Русью жили многочисленные народы, исповедующие более молодую религию — ислам, а в Хазарском каганате, расположенном в низовьях Волги, господствовал иудаизм). Движимый, кроме отличной интуиции и высокой культу¬ры, стремлением заполучить руку и сердце сестры византий¬ского императора Анны, Владимир принимает крещение сам, затем крестит свою дружину, а в 988—989 гг. происходит знаменитое «крещение Руси», начавшееся с Киева. Новгород¬цев крестили «огнем и мечом», преодолевая их ожесточенное сопротивление. Христианство стало медленно, но активно рас¬пространяться по Руси. То там, то здесь вспыхивали религи¬озные бунты, поднимаемые волхвами, но процесс христиани¬зации был уже необратим. Мы не знаем, как произошел переход от язычества к христианству в сознании самого Владимира, но этот личный вы¬бор князя ознаменовал собой и крутой, решительный поворот в течении всей отечественной истории. Конечно, Русь стала христианской не сразу: должны были появиться храмы, цер¬ковное искусство, священники, книги и прочие атрибуты хри¬стианской культуры, а это — дело не одного года. Язычество не ушло из сознания народа, оно слилось с христианством, прид
ав ему своеобразную неповторимую российскую окраску. Народные традиции масленицы, праздника Купалы и многих других совместились с новыми христианскими памятными днями. Язычество как мировоззрение, традиция и эстетика народного искусства никуда не делось: оно живет до сегодняш¬него дня. Иногда говорят, что русский народ остался «двоеверным», создав удивительный, сплав христианства и язы¬чества. Христианская церковь поступила довольно мудро: наряду с открытой борьбой против язычества она попыталась наполнить языческие традиции новым христианским содержа¬нием и это ей в целом удалось.

Рубрики: | Дата публикации: 27.07.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии