РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА

Европеизация русской культуры в эпоху Петра I: цели, содержание, итоги. Формирование светской системы образования. Развитие научной культуры. М. В. Ломоносов и его роль в русской культуре. Российское Просвещение, его культурно-исторические особенности. Барокко, класси¬цизм и сентиментализм в русской культуре XVIII века.

XVIII век — новый этап в истории России и в развитии русской культуры. Изменения в области культуры во многом были обусловлены социально-экономическими и политическими изменениями — прежде всего вызре¬ванием в недрах феодализма капиталистического уклада и завершением процесса формирования абсолютной монархии. Важнейшей характерис¬тикой русской культуры XVIII века был ее светский характер; происходит складывание светской культуры России. В рассматриваемый период активно идет процесс формирования национального самосознания и национальной культуры; наблюдается значительное расширение куль¬турных контактов со странами Европы. Существенным качеством новой культуры стала ее открытость. Оно дало ей гибкость, восприимчивость к включению в свою систему опыта и результатов развития других культур.

Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, которые косну¬лись всех областей жизни, но, пожалуй, самыми впечатляющими были в сфере культуры. Они охватили образование, организацию науки, книгоиздательское дело, печать, градостроительство, архитектуру, даже одежду и развлечения. Целью всех петровских реформ была европеизация русской культуры. Вместе с тем целый ряд культурных нововведений диктовался практическими задачами развития торговли и промышленности, перестройки армии и флота, государственных структур.

Речь идет о реформе системы образования, подготовке большего числа квалифицированных специалистов. Уже в 1699 г. в Москве была основана Пушкарская школа, а в здании Сухаревой башни открылась Навигацкая школа (математических и навигацких наук). За Навигацкой школой (в 1715 г. преобразована в Морскую академию) появились Артиллерийская (1701) и Инженерная (1712) школы, Медицинское училище (1707). При Посольском приказе была создана школа для подготовки переводчиков. В петровское время были открыты также инженерные, кораблестроитель¬ные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции началь¬ное образование осуществлялось в трех типах школ: цифирных — для подготовки местных чиновников; епархиальных — готовящих священно¬служителей; гарнизонных — для обучения солдатских детей.

Рубрики: | Дата публикации: 22.06.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии