Роль декорации в венецианской дворцовой архитектуре XII-XV вв.

Корчагина Ирина Андреевна

Аспирант

Государственный институт искусствознания, Москва, Россия

E-mail: ikorchagina@mail.ru

Особенности внешнего облика венецианского палаццо определяются уже в романскую или т.н. «венецианско-византийскую» эпоху (XI-XIII вв.). Решающую роль играет фасадная плоскость, трактовка которой всегда тяготела к украшенности и декоративности, что в целом отвечало местной художественной традиции и подпитывалось тесными контактами с восточными странами. Однако полихромное и насыщенное декоративное решение типичного фасада венецианского палаццо не связано исключительно с любовью венецианцев к цвету. Во-первых, набор используемых в строительстве материалов определялся географическими особенностями Венеции, а, во- вторых, формировался исходя из конструктивных надобностей города на воде. Основные материалы – красный кирпич и истрийский камень – подходили для возведения легких и прочных конструкций и были доступны для всей области Венето. Таким образом, декоративно освоенный фасад имеет под собой причину конструктивного характера.

В отличие от декорации планировка венецианских дворцов не менялась с течением времени. Типичная структура представляла собой 4 параллельных несущих стены, идущих вглубь участка перпендикулярно фасаду. Основные помещения палаццо — андроне на первом и портего на втором этаже — были окружены второстепенными комнатами.

В венецианско-византийский период нижнему этажу дворца соответствовала широкая лоджия, которая постепенно сузилась до размеров андроне. Причем, очевидно, что эта схема была заимствована из Византии благодаря своей легкой конструкции, позволяющей применять ее во всех сооружениях, что подчеркивает взаимосвязь архитектуры и декорации в венецианской архитектуре. Центральный полифорий piano nobile (парадного этажа) всегда отмечал местоположение портего, а оконные проемы по сторонам от него освещали боковые помещения. Таким образом, уже в это время складывается четкая трехчастная схема фасадной плоскости, отвечающая внутреннему расположению помещений. Эстетически, трехчастный план ясно проявлялся в делении фасада, и симметричное возведение по схеме А-В-А стало нормой. В таком расположении можно увидеть отзвук античных torreselle: просторный центральный полифорий с двух сторон уравновешивается более мощными башнеобразными элементами, в которых прорезаны отдельные окна.

Итак, фасад венецианского палаццо отличается двумя основными характеристиками. С одной стороны, он несет на себе важнейшую декоративную нагрузку, именно на его оформлении концентрируется работа архитекторов, и используются редкие и дорогостоящие материалы. С другой стороны, фасадная плоскость приобретает более фундаментальную ипостась, будучи отражением внутренней, структурной основы здания.

У Византии Венеция переняла также конкретные декоративные приемы, создавшие уникальный живописный облик венецианских палаццо. Сюда можно отнести облицовку фасада здания мраморными плитами, использование полихромных вставок,

зубчатых парапетов и дентикульного оформления деталей.1 Все эти принципы перешли и в готическую эпоху (1300 — 1470-е/80-е), обогатившись новыми изысканными формами. Что касается последних, то, безусловно, наиболее характерным и отличительным элементом позднеготического периода стал квадрифолий, вписанный в круг и расположенный над архивольтами арок. Именно этот появляющийся во множестве вариаций мотив, изначально восходящий к лоджии палаццо Дожей, определил неповторимость венецианских дворцов XV в.

Особый вопрос представляет собой изучение отдельных элементов оформления фасадов дворцов, в том числе арочных форм в архитектуре Венеции. Центральным элементом фасада палаццо (и с пропорциональной, и с декоративной точек зрения) всегда являлись открытые арочные проемы, формировавшие либо лоджию, либо полифорий. Именно в формах этих арок отразилась эволюция венецианской дворцовой архитектуры, хотя назвать точные датировки появления конкретных форм невозможно. При этом по мере развития стиля фасадная декорация все более обогащалась, в результате многие позднеготические дворцы приобрели непревзойденную последующими эпохами изысканность решения.

С точки зрения стиля, позднеготическая дворцовая архитектура постепенно эволюционировала в сторону более «классических» (в венецианском понимании) форм. Так, фасад Ка д`Оро (вторая четверть XV в.) и фасады палаццо середины века – Бернардо, Лоредан делль`Амбащиаторе или Фоскари сильно отличаются. Асимметрия, отсутствие вертикализма, плотная и богатая обработка поверхности в Ка д`Оро уходят в более поздних зданиях, и хотя в них еще нет подлинно классических элементов, появляются гармония пропорций и чувство баланса. Таким образом, готический стиль постепенно сам изживает себя, подспудно стремясь к большей строгости и регулярности схем.

Литература

1. Arslan Edoardo. Venezia gotica: l`architettura civile. Milano, 1970.

2. Bassi Elena. Palazzi di Venezia. Venezia,1976

3. Concina Ennio. Storia dell`architettura di Venezia dal VII al XX secolo. Milano, 1995.

4. Fasolo Andrea. Palazzi di Venezia. Verona, 2003.

5. Goy Richard. Venetian vernacular architecture. Traditional housing in the Venetian lagoon. Cambridge University Press, 1989

6. Hills Paul. Venetian Colour: marble, mosaic, painting and glass, 1250-1550. New

Haven, 1999.

7. Howard Deborah. The architectural history of Venice. Yale University Press, New

Haven and London, 2002.

8. Howard Deborah. Venice and the East. The impact of the Islamic Word on Venetian

Architecture, 1110 – 1500. Yale University Press, New Haven and London, 2002.

9. Lauritzen, P., Zielke, A. Palaces of Venice. Oxford, 1988.

10. Ruskin John. The stones of Venice. London, Boston, 1981

1 В качестве «идеального» примера дворца венецианско-византийского периода можно рассматривать

Фондако дей Турки.

Рубрики: | Дата публикации: 11.07.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии