Распространение ислама. Оформление Корана.

Ислам, зародившись в качестве религии арабов, быстро превратился в мировую религию. Произошло это главным образом с помощью джихада. Новая религия утверждалась, как правило, силой и оружием. После смерти Мухаммеда в Аравии правили жестокие завоеватели — халифы (букв. за¬местители Мухаммеда и самого Аллаха). Отсюда и назва¬ние государства — Арабский халифат. Первым из них был Абу-Бакр, который укрепил свою власть в Аравии и совер¬шил первые завоевания за пределами халифата. Но правил он всего два года (632-634 гг.). При нем началась работа по сис¬тематизации стихотворных изречений Мухаммеда с целью сведения их в единую книгу (Коран). Стихотворные высказывания Мухаммеда ходили тогда по рукам в виде отдельных записей. Они были сделаны на пальмовых листьях, кус¬ках ткани, глиняных черепках, пергамене (особо выделанной коже жи¬вотных), камнях и других обычных и необычных писчих материалах за исключением бумаги, которая в то время хотя и была уже изобретена в Китае, но появилась в арабском мире гораздо позже. Кое-кто из его пос¬ледователей говорил, что помнит все это наизусть, но постепенно пра¬вильный текст забывался, начинал искажаться. Еще более беспощадным завоевателем был второй ха¬лиф — Омар, устроивший погромы в захваченных им цент¬рах древней культуры — Александрии и Иерусалиме. Святые места христиан, а также развалины разрушенной до того рим¬лянами святыни древних евреев — Храма Соломона — на¬долго оказались в руках мусульман (крестовые походы XI — XIII вв. происходили под лозунгом освобождения Святых мест из рук «неверных», т.е. мусульман в понимании христиан). На заброшенном каменистом пусты¬ре, где когда-то стоял храм Соломона, Омар демонстративно совершил молитву, подчеркнув этим, что исламская рели¬гия — прямая преемственница древнего иудаизма.

Среди мусульман Омар считался простым, суровым, но справедливым правителем, который за всю жизнь нисколько не обогатился лично, хотя фактически управлял несметными сокровищами. Для своих единоверцев он был строгим судьей, считавшим, что за безнравственное поведение мусульман необходимо жестоко карать, но еще лучше казнить. Нарушив¬ших супружескую верность, например, он приказал наказы¬вать «побиением камнями» до смерти. Омар пытался в этом вопросе опереться на авторитет Мухаммеда, но выяснилось, что о таких суровых мерах пророк никогда не говорил. Тогда находчивый правитель объявил, что записи, где содержатся эти высказывания, съели мыши. Во владения халифата постепенно вошли Египет, Сирия, Ирак и дру¬гие территории. С тех пор подавляющее население этих стран — арабы, носители ислама. Позже арабские завоеватели, двигаясь по Северной Африке и подчинив ее, достигли Атлантического океана, перешли Гибрал¬тарский пролив и вторглись в Испанию. Отдельные отряды арабов-му¬сульман потревожили даже юг Франции. Пользуясь слабостью Визан¬тии и Персии, мусульмане распространили свое влияние на все Иранское нагорье, Среднюю Азию, часть Закавказья (Азербайджан, небольшую часть Грузии — Аджарию), позже (в XVI—XIX веках) — на отдель¬ные народы Северного Кавказа. Центром «исламизации» восточных и южных степных районов, граничащих с Древней Русью, была Золотая Орда, в которой мусульманство постепенно стало официальной религи¬ей, сменив языческие верования. Мусульманские правители покорили часть Индии (вытеснив из этой страны буддизм). В XIV—XV веках через завоевания турок-сельджуков ислам распространился на террито¬рию павшей в 1453 г. Византии и затем дошел до Балкан (ислам приня¬ли после турецкого завоевания отдельные славянские народы полуостро¬ва). Мирным путем ислам широко распространился в Индонезии, Малайзии, в меньшей степени на Филиппинах. После того, как в 664 г. собственный раб убил Омара, тре¬тьим халифом стал престарелый зять Мухаммада — Усман (или Осман). В молодости он слыл богатейшим мекканским купцом, но вынужден был бежать из города после того, как принял му¬сульманство. Мухаммад и Усман были женаты на дочерях друг друга. (Усман смог побыть мужем даже двух дочерей пророка, первая из которых умерла. За это он впоследствии получил почетное прозвище — «Обладатель двух светочей»). При нем была завершена работа по составлению Корана и сделаны его 4 рукописных списка, главный из которых остался в Медине. Орфография, структура и правила чтения Корана еще долго дорабатывались. Окончательно они были канони¬зированы в так называемом каирском издании лишь в на¬чале XX в. Очень важно, что Коран является священной кни¬гой только на арабском языке, а все переводы этой книги, в том числе и на русский язык — лишь приблизительный текст для не владеющих арабским языком о ее содержании. Коран делится на так называемые суры (букв, наиважнейшее). Сур в Коране 114, есть длинные и совсем короткие. Суры распо¬ложены не по содержанию, а по длине («по убыванию»): вна¬чале — самые длинные, в конце — короткие (от 286 в нача¬ле до 3 стихов). По времени возникновения (за исключением короткой первой суры) они тоже расположены в обратном по¬рядке: ранние — в конце, поздние — в начале. Так как напи¬сана эта книга стихийно, без определенного плана, то читать ее человеку непосвященному очень трудно. Изложение отрывоч¬но, хаотично и многопланово. По правилам арабской письмен¬ности (как и еврейской) Коран читается справа налево, так что начало этой книги надо искать в конце (в таком виде она напе¬чатана и в некоторых русских переводах).

Рубрики: | Дата публикации: 27.07.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии