Рациональное решение

В отличие от рассмотренных подходов, рациональное решение обосновывается помощью объективного аналитического процесса. Большинство незапрограммированных решений требуют именно такого подхода.

Процесс принятия решения

Рациональный подход предполагает выполнение ряда стадий (рис.4.3)

Рисунок 4.3

1. Диагностика проблемы. Проблема – ситуация, характеризующаяся различием между необходимым (желаемым) состояниями объекта управления, которые препятствуют его развитию или нормальному функционированию. Полное или правильное определение проблемы – первый шаг на пути ее решения .Полностью определить проблему трудно, так как все части организации взаимосвязаны. Первая фаза в диагностике сложной проблемы – осознание и установление симптомов затруднений или имеющихся возможностей. Некоторые общие симптомы – низкие прибыли, сбыт, производительности, качество, чрезмерные издержки, многочисленные конфликты, большая текучесть кадров. Обычно симптомы дополняют друг друга. Однако, общий симптом может быть обусловлен многочисленными факторами. Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать внутреннюю и внешнюю информацию. Такую информацию можно собрать формальными (анализ рынка, финансовых отчетов, интервьюирование, опросы) и неформальными (беседы, личные наблюдения) методами. Увеличение количества информации не обязательно повышает качество решения. Поскольку информация – основа решения, важно добиваться ее максимальной точности и соответствия проблеме. Может оказаться сложным получить исчерпывающую и точную информацию по ряду причин. Искажают информацию процесс коммуникации психологические факторы. Факт существования проблемы может порождать стрессы и беспокойства, значительно усиливая искажение. Если работники считают, что руководство склонно видеть причину неприятностей в них, то они сознательно или бессознательно представляют информацию более благоприятно освещающую их позицию. Полезным при диагностировании проблемы может быть применение причинно-следственных диаграмм (рис. 4.4, 4.5). преимущество их использования – в наглядной форме показывают связи между событиями помогают думать.

Рубрики: | Дата публикации: 06.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?