Рационализм
Можно выделить ряд отличительных черт культуры французского и, в целом, европейского Просвещения. Для нее характерен деизм (учение о Боге как творце Вселенной, которая после ее создания подчинена естественному, закономерному ходу событий). Деизм как учение свободомыслия открывал возможность выступать против религиозного фанатизма и христианской церкви, за свободу совести и освобождение науки и философии от церковной опеки.
Важней чертой культуры Просвещения был рационализм. Идеологи Просвещения верили в мощь человеческого разума, его безграничные возможности. Утверждая всесилие человеческого разума, просветители подвергали суду разума все прошлое и настоящее: законы и общественные учреждения, семейные отношения, религия, воспитание — все оказывалось несостоятельным перед этим судом. С помощью логических построений просветители стремились сконструировать представление о совершенном человеке, совершенном обществе и государстве.
Полагая разум лежащим в основе мироздания, просветители считали современный общественный строй и почти все прошлое человеческого общества результатом невежества и заблуждений. Они создавали проекты нового общественного устройства, которые представлялись им более естественными, чем существующий порядок, ибо они были более разумны.
С понятием разума тесно переплеталась идея прогресса. Именно в эпоху Просвещения была сформулирована концепция «вера в прогресс через разум». Просветители считали возможным совершенствование общества, достижение царства Разума, в котором все люди будут свободны, равны и счастливы. Для культуры Просвещения характерна также абсолютизация значимости воспитания в формировании нового человека: достаточно создать целесообразные условия для воспитания детей — и в течение одного-двух поколений все несчастья будут искоренены.
Эти черты культуры Просвещения отражались во всех областях духовной деятельности: в научных исследованиях, поэмах, романах. Франсуа Мари Вольтер (1694 -1778) сокрушал церковный фанатизм и в своих исторических сочинениях, и в трагедии «Фанатизм, или Магомет-пророк», и в героико-комической поэме «Орлеанская девственница». Жан-Жак Руссо (1712-1778) говорил о разумном и естественном устройстве человеческого существования в политическом трактате «Общественный договор» и в романе «Эмиль». Тридцатипятитомная «Энциклопедия», или «Толковый словарь наук, искусств и ремесел» (1751 — 1772), издание, которое возглавил Дени Дидро (1713 -1784), стала полным сводом новых знаний и представлений об окружающей действительности. В написании статей «Энциклопедии» принимали участие виднейшие французские философы и ученые.
Рубрики: История культуры | Дата публикации: 10.06.2010
Комментарии и Отзывы