Психология власти

Общество поэтому и называется обществом, что оно является объединением людей путем их взаимодействия и обмена. Кроме первых двух составных прибавляется третья — власть. Именно благодаря власти определяются границы, территории государства и реализуются личные и общие интересы людей. Важной функцией власти есть также установления общеобязательных норм общественной жизни и контроль за их соблюдением.

Сложность феномена власти, постоянное повышенное внимание к власти обусловили появление специальной науки, которое получило название “кратология”.

Власть всегда является ареной острейшей борьбы между всеми, кто ее желал и желает, поскольку в каждом обществе существует огромное разнообразие интересов, запросов и потребностей. В сущности говоря, власть является особым видом общественных отношений, которые называются отношениями власти.

Власть не просто одна из объективных условий существования общества, развития политической жизни. Она есть связующим звеном политической системы общества, поскольку предопределяет существование и взаимодействие всех субъектов политического процесса, отображает и защищает коренные интересы и совокупную волю политических субъектов.

Благодаря многоаспектности феномена власти появилось много специальных терминов и понятий, таких как автократия, бюрократия, аристократия, демократия, меритократия, партократия, охлократия, технократия, монархия, олигархия, которая, в сущности, превращает власть на одну из центральных категорий политики.

Влада не просто важный атрибут политической системы. Это главнейшая из многих потребностей человека. Практически нет тех, кто не стремился бы достичь власти и славы. При этом приобрести славу легко, если имеешь власть.

По определению А. Адлера, “потащил к личной власти есть не что другое, как конкретизация желания стать досконалішим” [91, т. 2, 234}.

Желания власти возникает, как правило, в двух основных формах:

• експликативное (от фр. ехріісіїе — четко обозначенное) — присущее не все, а лишь лидерам;

• импликативное (от фр. ітріісіїе — скрытое, нечетко очерченное) — присущий тем, кто идет вместе с лидером, за ним, надеясь, что в случае его победы, победы его группы и им перепадет частица власти.

В отечественной и зарубежной литературе находим довольно разные определения понятия “власть”. В частности, М. Вебер начал так называемый позитивистско-социологический подход к определению власти. В соответствии с его утверждением, в основу власти положены признания определенной асиметричності отношений между субъектами, что и делает возможное влияние одного субъекта на другого.

Известный зарубежный политолог Б. Рассел определял власть как возможность изменять отношения между людьми, а концентрированным проявлением власти называл отношения властвования — покорения.

В отечественной литературе власть трактуют так:

а) отношения командования и подчинения в общественной группе, государству, обществе;

б) волевой элемент, который выражается в способности одних навязывать свою волю другим с помощью разных рычагов — принуждения, убеждения, подчинения;

в) институт, то есть соответственно организованное учреждение, способная обеспечивать определенное единство действий, упроченный общественный порядок.

Можно привести и такое определение понятия “власть”.

Влада — это организованная сила, которая обеспечивает способность, право и возможность определенных социальных сообществ подчинять своей воле подвластных, принуждать их к определенным действиям, распоряжаться поведением и даже самой жизнью людей.

В современных концепциях власти центральное место сядет проблема источников или основ власти, поиск моделей ее существование, воспроизведения и концентрации. Такую основу власти много специалистов усматривают в разногласиях или несимметричности функций, возможностей государства и гражданского общества.

Приверженцы бихевиоризма считают, что власть проявляется в силе, способностях, которые и используются как средство реализации воли.

Важной проблемой власти есть также ее легитимность.

Существует власть легитимная (от лат. — законный) и нелегитимная, т.е незаконная. Каждая из них устанавливается мирным или насильническим путем. Первый путь, как правило, длиннее, тяжелый, эволюционный, однако именно он в дальнейшем обеспечивает власти много преимуществ и уверенность в завтрашнем дне.

Вообще выделяют три равных легитимности власти:

* идеологический,

* структурный

* персонализированный.

Идеологический уровень легитимности власти базируется на соответствии власти конкретному типу социализации в определенном обществе. Он оказывается также в том, в какой мере массы доверяют знаниям, профессионализму тех, кто ними руководит. Скажем, доверие к власти снижается, когда управленцы не выполняют или плохо выполняют свои обещания.

Структурный уровень легитимности власти присущий для довольно стабильных обществ, где власть сформирована и действует на основе установленных, известных правил, то есть люди верят, что политическая система, в которой они живут, существует вообще закономерно, объективно.

Персонализированный уровень легитимности власти связанный с конкретным лицом, деятельность которого одобряется народом, признается иногда мало не идеальной. Говорится о харизматических лидерах, политических, общественных деятелей.

Зарубежные специалисты в целому характеризуют феномен власти за четырьмя направлениями:

* бихевиористским,

* теологическим,

* инструменталистским

* структуралистским.

Бихевиористы (Ф. Ніцше, Б. Скіннер, Б. Рассел) считают, что большинство людей несостоятельные быть инициаторами чего-нибудь, а власть есть определенным типом поведения, способной соответственно влиять на других людей, на их обращение.

Теологи считают, что власть есть средством обмена. Чтобы по возможности успішніше реализовать определенные общественные цели, ее отдают поэтому (тем), кто лучше всего может ею распорядиться в интересах многих. Иначе говоря, власть, как все другое, есть средством рыночного отношения.

Инструменталисты трактуют власть как набор определенных инструментов, благодаря которым она собственное осуществляется. По мнению, в частности, О. Тоффлера, доминирующим инструментом власти есть богатство, сила и знания. В связи с повышением в жизни людей роли знаний инструменталистские теории довольно популярные.

Структуралисты рассматривают власть как структуру определенных отношений между подчиненными и их руководителями, то есть как соотношения вознаграждений и наказаний.

По определению М. Вебера, существует власть трех типов:

* традиционная,

* харизматическая,

* рациональная.

Традиционная власть базируется на вере подчиненных в ее законность, а также характеризуется наличием традиционных норм, на которые постоянно ссылается тот, кто осуществляет власть.

Харизматическая власть основывается на вере в то, что ее носитель имеет исключительные, почти магические способности, благодаря которым и осуществляет такую власть.

Рациональная власть предусматривает всевластия рациональной бюрократии и максимально демократический механизм выбора того, кто осуществляет власть.

Влада — не абстракция. Это конкретная совокупность людей и законов, объединенных общей идеей [65, 66]. Фактически политический и экономический успех кого-нибудь гарантируется лишь тогда, когда целью власти есть овладения не естественными или другими богатствами, а сознанием людей.

Выделяют несколько источников власти: власть вознаграждения, принуждения или взыскания, нормативная, эталону, знатока, информационная.

Влада имеет определенные функции. Основные из них:

* властвования,

* руководство,

* управления,

* организация,

* контроль.

Как общественное явление власть имеет определенное структурное содержание, на основе которого ее можно классифицировать. Важнейшие классификационные признаки власти:

• сфера функционирования (политическая, экономическая, духовная, семейная и др.);

• объем прерогативы (государственная, региональная, местная, международная);

• субъект (человек, социальная группа, класс, партия, народ);

• формально-структурные признаки (единовластия, двоевластие, многовластия, олигархия, аристократия);

• методы осуществления (насилие, господство, принуждение, убеждения);

• объем (единоличная, коллективная, групповая);

• режим управления (деспотический, тоталитарный, авторитарный, демократический).

Довольно часто политическая мысль рассматривает власть в ее широком и узком понимании. В широком понимании речь идет о всей системе власти, основой которой есть волеизъявления народа или определенной социальной структуры, группы; в узком значении понятия власти связанное с ее организационным аспектом, функциональной нагрузкой, которая большей частью имеет правовую форму.

Характерные свойства политической власти:

• возможность, готовность субъекта власти проявлять соответствующую политическую волю;

• возглавление разных политических субъектов всего окружающего политического пространства через взаимодействие с ними;

• наличие политических структур, организаций, из-за которые субъекты политического волеизъявления осуществляют политическую деятельность;

• осознания политического интереса и конкретных политических потребностей;

• обеспечения социального господства в обществе субъекта политической власти.

Политическая власть существует в разных формах. Различают партийную власть, информационную, власть общественных организаций и объединений и др. Центральным орудием власти есть государственная власть. Именно вокруг нее всегда точится острейшая борьба, происходит политический процесс.

В разных обществах разными с источника, носители власти. Носителем власти в демократических обществах есть перво-наперво народ, а политическая власть, в сущности, призванная свести к общему знаменателю разрозненную волю всех социальных субъектов. Ідеться об единой воле общества и государства, которое в самый раз и есть залогом формирования гражданского общества.

Применять власть можно преимущественно двумя способами — манипулированием и влиянием. Оба способа предусматривают применение конкретных средств и действий, которые еще называют политическими технологиями.

Нестабильному обществу нужна не демократия, а прежде всего сильная власть, поскольку широкая демократия возможная лишь при условии высокого уровня общей и политической культуры граждан. Через ее брак, отсутствие объединяющей идеи, постоянные разногласия между политическими партиями, социальными кланами, группами страна наиболее частое потопает в распрях, спорах, межнациональных конфликтах.

Любая власть способная с течением времени терять эффективность, то есть происходит эрозия власти. Об этом свидетельствуют снижение эффективности управленческих действий, повышение уровня простого администрирования и т.п.. Причиной эрозии власти есть и то, которые изменяются мотивы деятельности лица, политической силы. Например, к получению власти политик ставил перед собою благородные целые работать у имени людей, их интересов, а после ее получения стремится лишь удерживать ее и удовлетворять собственные интересы. Эрозию власти усиливают также отсутствие мероприятий по усовершенствованию стиля руководства, деятельности, критика власти со стороны других и т.п..

Выделяют такие основные виды политической власти: государственную; органов самоуправления; политических групп, сил, партий, объединений, отдельных политических лидеров; средств массовой информации.

Среди указанных видов власти особое место сядет государственная власть, поскольку она в значительной мере есть автономной, изолированной, осуществляется специальным аппаратом, имеет полную монополию, скажем, в принятии законов, нормативных актов.

Итак, власть есть сложным общественным феноменом, который проявляется на всех уровнях и во всех сферах общественной жизни, и в значительной мере детерминирована социально-психологическими особенностями ее носителей и субъектов. Власть — это возможность и способность одних влиять на другие, используя для этого средства насилия, принуждения, право или авторитет.

Рубрики: | Дата публикации: 17.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?