Происхождение.
«Сегодня многие большие фирмы отражают интересы семей своих основателей. Например, компания IBM, в которой сыновья осно-вателя Томаса Ватсона интересовались всеми аспектами бизнеса, но один предпочитал внутреннюю, а другой международную деятельность. И даже се-годня торговые операции IBM четко делятся на внутренние и внешние» (Фой, 1981).
Внутренний наблюдатель назвал фирму «Маркс и Спенсер» «последним бастионом отеческой заботы», придерживающийся традиций отцов основате-лей. Эта характеристика применима и к малым организациям, часто в легкой промышленности, где влияние семьи основателя по-прежнему сильно и где обычно существует «барьер» в продвижении по службе, который преодолеть нанятому со стороны управляющему очень трудно.
Еще пример организации совершенно другого рода. Тип поведения сред-него медицинского персонала был назван одним из старших санитаров «полу-военным», это связано с появлением организации во время Крымской войны и с личностью ее основателя – Флоренс Найтингейл.
Технологии. «Технология позволяет посмотреть на культуру с другой стороны. Машиностроительная культура, например, отличается от электронной культуры, и обе значительно отличаются от потребительской культуры. Маши-ностроение, особенно в Британии, характеризуется производством долговеч-ных, прочных механических предметов, в то время как электронщики бросают-ся от одного изделия к другому, надеясь, что ошибки быстро исправятся в бу-дущем». (Фой, 1981).
Многое можно понять, изучая документы организации и отмечая, что преобладает в организации: производство, финансы или администрация, и на-сколько она может внедрять определенные убеждения, которые необязательно гарантируют эффективность деятельности всей организации сегодня — и тем более завтра.
Напряженные отношения между функциональными подкультурами тре-буют умелого управления.
Продолжая эту тему, можно сказать, что деятельность организации ос-ложняется подкультурами, существующими в пределах доминирующей культуры. Различные занятия и профессии, места и их взаимные расположения имеют свои собственные характеристики: синие воротнички/белые воротнички, квалифицированные/неквалифицированные и администрация, которые отра-жаются на том, как служащие относятся к своей работе и как ее выполняют, какие взаимоотношения возникают с другими служащими, как они восприни-мают организацию, что думают о себе и своей значимости для организации, как реагируют на различные ситуации.
Яркие события. Рассмотрим третий способ проявления культуры орга-низации — яркие события. Это может быть отставка ведущего специалиста, изменение продукта производства или рынка, изменения, вызванные ростом производства или его сокращением, объединением или сменой. Отражение драматических, ярких событий можно найти на всех уровнях в организации, разговаривая с теми, кто их пережил. Такие воспоминания часто сопровожда-ются яркими примерами из культуры, они становятся фольклором организа-ции, наряду с шутками, которые зависят от степени информированности внут-реннего наблюдателя.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 08.07.2010
Комментарии и Отзывы