Происхождение религии и её ранние формы.

Происхождение религии — одна из важнейших проблем богословия и религиоведения. Решая ее, исследова¬тели пытаются ответить на три вопроса: какова природа религиозных верований и обрядов? когда возникла религия? в каких формах она существовала на ранних этапах своего развития? Соглас¬но богословским воззрениям, которые господствовали в Европе на протяже¬нии многих веков, религия имеет бо¬жественную природу, она возникла вместе с человеком и притом сразу же в виде монотеизма (веры в единого Бога). Распространенность и живучесть этих воззрений объясняются тем, что они находят свое подтверждение в текстах Священного Писания, авторитет которых не подлежит сомнению среди верующих людей.

Лишь во второй половине XIX в. богословская концепция П.р. была подвергнута серьезной критике. Этому предшествовало накопление эмпири¬ческого и теоретического материала в сравнительном изучении мифологии, фольклористике, языкознании, архео¬логии, этнографии, антропологии, пси¬хологии, социологии. На стыке этих наук возникло религиоведение, которое с самого начала поставило своей задачей беспристрастное исследование мира. В ходе такого исследования сформулировано предположение, что монотеизм является не исходным пунк¬том развития религии, а продуктом ее многовековой эволюции. К самым ран¬ним формам религии были отнесены верования и обычаи первобытных на¬родов, свидетельства о которых были собраны, тщательно изучены и систе¬матизированы археологами, этнографа¬ми и антропологами. Затем следовал ряд более сложных религиозных сис¬тем, сильно варьировавшихся в зависи¬мости от социокультурных условий их возникновения и развития.

В противовес этому околоцерков¬ными и богословскими кругами была выдвинута теория прамонотеизма, или первобытного монотеизма. Впервые она была сформулирована шотланд¬ским литератором и ученым Э. Лэнгом (1844— 1912 ) в его книге « Становление религии». В наиболее полной форме она была изложена католическим патером В. Шмидтом (1868—1954), который по¬святил обоснованию этой концепции 12-томную работу «Происхождение идеи Бога». Суть теории прамонотеизма сводится к тому, что за всем много¬образием существующих верований можно обнаружить остатки древней¬шей веры в единого Бога-Творца. Имен¬но она предшествовала всем формам религии, и лишь впоследствии к ней примешались «загрязнившие» ее эле¬менты. Для подтверждения этой тео¬рии Шмидт привлек огромный массив этнографических фактов, давая им тео¬логическую интерпретацию.

Первоначальные религиозные верования датируются временем верхнего палеолита (40-20 тыс. до н.э.) Одной из глубоко древних форм религии является тотемизм. Термин происходит от алгонкинского слова «тотем» («его род»). Под этим термином принято понимать веру в сверхъестественное родство, которое существует между определенной группой людей и определённым типом материальных предметов, чаще всего животных, иногда растений. Подобная группа людей — примитивный род. Род носит имя какого-либо животно¬го это его «тотем» Люди данного рода считают себя связанными каким-то особым родством с тотемом, его не почитают, но считают «отцом», это выра¬жается в запрете убивать тотемное животное, употреблять его в пищу; выражается в вере в зависимость между людьми рода и их тотемом; в мифах о происхождении рода от тотема и т.п. Распространение тотемизма среди раз¬ных народов достаточно обосновано. Можно считать, что на определенном этапе исторического развития, тотемизм был знаком всем народам. Тотемизм является религией раннеродового общества, искаженно отражающий эту примитивную форму общественного строя. Первобытные общины представляют собой группы, построенные по принципу родового родства. Тесная связь рода со своей территорией, с ее животным и растительным миром осознается как кровное родство с ними. Тотемические верования направлены в первую оче¬редь на объекты материального мира. Однако тотемизм нельзя считать почи¬танием или культом животных, культом природы: тотему не поклоняются как божеству, а считают его вроде как своим родственником. Достаточно четко в тотемизме видна его действительная земная основа, его социальность — чело¬веческий коллектив, род, как субъект тотемических представлений. Учитывая что основа тотемизма — раннеродовая организация, являющаяся исторически переходящей формой общественных отношений и рано уступает свое мест о более высшим формам, то и основывающийся на ней тотемизм вместе с ней и распадается.

Вредоносная магия — («порча», колдовство) является не менее древней религией, чем тотемизм Исходной основой магии выступает межродовая рознь. Вера в способность человека нанести таинственным путем вред другому человеку порождена чувством страха перед тем, кому подобная способность приписывается. Подозрение во вредоносной магии возникало раньше и чащи чем она практиковалась. Каждая смерть и болезнь вызывало такое подозре¬ние У каждого народа были профессиональные колдуны, которые по всеоб¬щему мнению способны посылать «порчу» даже и на соплеменников. Кстати, люди, считающиеся колдунами, обычно действительно обладали особыми пси¬хическими качествами, которые вызывали страх и удивление Практика вредо¬носной магии была одним из основных главных источников возникновения образов злых духов.

Лечебная магия и знахарство Сфера лечебной магии пронизана верой в сверхъестественное, на ее основе рождались и чисто религиозные образы — святые-целители, чудотворные иконы и т. д. Лечебная магия представляет собой совокупность обрядов и суеверных представлений, которые тесно связаны друг с другом, но зато слабо связаны с другими религиозными представлениями. Лечебные обряды и cyeверные представления имеют свое самостоятельное возникновение.

Анимизм — вера в духов и души Анимизм — обязательный элемент любой религии. Анимистические образы – это духи умерших предков, души живых людей, олицетворение сил природы.

Фетишизм — поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства Как элемент, фетишизм входит во все ранние формы религии

Шаманизм — значительный круг анимистиеских верований и культов, характерных для периода разложения первобытнообщинного строя Спепифическая черта шаманства — вера в особых людей (шаманов), которые могут выступать в качестве посредников в общении между человеком и духами 06щение шамана с духами происходило в состоянии экстаза при выполнении особых ритуалов.

Для ранних форм религии также характерны «погребальный культ» «промысловые культы», «культ личных духов-покровителей», «обожествление вождей», «земледельческие культы», «культ племенных богов».

Рубрики: | Дата публикации: 27.07.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии