Профессионально-теоретическая философия.
На этом уровне философия существует уже в форме учений и теоретических систем. И судить о них могут лишь философски образованные люди.
К сожалению, так бывает далеко не всегда. В рассказе Достоевско-го «Бобок» читаем: «Штатские лица любят судить о предметах воен-ных и даже фельдмаршальских, а люди с инженерным образованием судят больше о философии и политической экономии…»
Экзистенциализм. Предмет философии – это сокровенные таинства человеческого существо-вания, жизни и смерти, высшего смысла или полного абсурда бытия. Стоит ли жить дальше, если мир абсурден, а жизнь ничтожна? Главное – это духовно помочь человеку выстоять во враж-дебном и абсурдном бытии.
Согласно Хайдеггеру, предмет философии – это «бытие», а предмет науки – «сущее». Под сущим он подразумевает всё, что относится к эмпирическому миру, от которого следует отли-чать истинное бытие. Оно постигается непосред-ственно, а не через рассудочное мышление. Это подлинное бытие открывается человеку благо-даря особому личностному существованию — эк-зистенции.
Религиозная философия.
Теологию и богословие прежде всего интересу-ет проблема бога, а религиозную философию – проблема человека в божьем мире. Теология за-нимается сверхрациональным. Одна из важных задач католической теологии – доказать сущест-вование Бога.
Неопозитивизм.
Неопозитивисты считают, что
современная философия прежде всего должна быть «философией науки».
Если философы намерены приносить реальную пользу наукам, они должны сосредоточить свои усилия, стараясь:
а) интегрировать знания, полученные отдель-ными специальными науками, в единое синтети-ческое знание;
б) упорядочивать язык науки, а также изучать глубоко скрытые языковые смыслы .
Признавая определенные ценности прошлой философии, неопозитивисты им отводят такое же место в духовной культуре, как религии, ис-кусству и другим ненаучным формам человече-ской деятельности.
Обобщим многообразные подходы к филосо-фии, добавив к вышеприведенным диалектико-материалистически ориентированный подход.
Можно сказать, что
предмет философии – это:
предельные проявления человека в мире и мира в человеке;
отношение сознания — к бытию,
духовного — к материальному,
субъекта — к объекту и другому субъекту,
переживания — к миру;
это наиболее универсальные законы, прин-ципы и понятия, выражающие развитие при-роды, общества и мышления; это судьбонос-ные ценностные ориентации, жизненные смыслы и мировоззренческие позиции.
Знание философии приведет к меньшему коли-честву роковых жизненных ошибок и к лучшей ориентации как в личной, так и в профессио-нальной деятельности.
Наука ли философия?
Так как существует множество самых разных философских учений, то ответ не может быть однозначным. Говоря о мировой философии в целом, можно сказать, что она
и наука,
и ненаука,
и метанаука (хотя бы в том смысле, что философия может делать объектом своего изучения и саму науку).
Научно ориентированные философы изучают прежде всего универ-сальное, закономерное, используя в большей мере рациональные ме-тоды познания.
Подобная философия стремится к фундаментальному обосно-ванию знаний с позиций социально-исторического, культуроло-гического и общенаучного контекстов. Это и есть одна из важ-нейших задач философии науки.
Ценностно ориентированные философы пытаются постигать уни-кальное, трансцендентное. Здесь философия предстает как ненаука.
Метанаучно ориентированные философы: а) либо занимаются на-учно-философским исследованием наук (т.е. примыкают к философии науки);
б) либо выходят за пределы научного исследования и занимаются рассмотрением чисто метафизических проблем (т.е. примыкают к не-научной разновидности философии).
В то же время все эти по разному ориентированные философии дополняют друг друга и нуждаются друг в друге.
Решая свои проблемы, философия
стремится
объяснять (как естественные науки),
понимать (как науки гуманитарные),
сострадать (как искусство),
взывать (как мораль),
проповедовать (как вероучение).
Рубрики: Философия | Дата публикации: 29.06.2010
Комментарии и Отзывы