Проблемы истины, истина, оценка, ценность

Понятия истинность и достоверность на протяжении веков были одними из центральных в философском изучении по-знания. В общефилософском смысле проблема истины шире вопроса о истинности знания. Так, мы можем говорить о «ис-тинном образе жизни», «истинной красоте». В более узком смысле под истинностью подразумевается точное и досто-верное отображение реальности в знании. Именно так истину понимал ещё Аристотель, сформулировавший так называе-мую классическую концепцию истины, являющуюся основой и до сих пор. Согласно этой концепции, истина есть соответст-вие представлений или утверждений реальному положению дел. Казалось бы, классическая теория истины настолько яс-на, что не может порождать каких-то серьёзных проблем. И длительное время к ней апеллировали как к чему-то очевид-ному и само собой разумеющемуся. Однако постепенно ста-ли выявляться слабые места этой теории.

Во-первых, дискуссии вызывала неопределённость поня-тия «соответствие». Как можно сравнить знание, которое яв-ляется идеальным, с вещами, которые суть материальны? На самом деле мы сравниваем знание с фактами, но факты так-же выражаются в некоторых утверждениях.

Во-вторых, как быть с утверждениями типа «энергия со-храняется», «всё имеет причину» и т. п.? С какого рода реаль-ными объектами или фактами можно соотносить подобные утверждения, которые относятся ко всему на свете? Наконец, можно указать на плюрализм истины. Трудности теории исти-ны привели к тому, что многие стали считать, что истина — это только регулятивная идея, некоторый идеал, к которому нуж-но стремиться, но достичь и удостовериться в котором не-возможно. В этой ситуации появились также иные, чем клас-сическая, концепции истины: когерентная и прагматистская. В когерентной теории основным критерием истинности какого-либо знания является его согласованность с более общей, охватывающей системой знания. Обычно сторонники этой концепции, среди которых был и Гегель, придерживаются философского монизма, представления о том, что мир суть единое целое. Когерентная теория истины отражает реаль-ные механизмы рациональной приемлемости знания. С пози-ций прагматизма истинным признаётся такое знание, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и которое может успешно применяться на практике. В этом понимании практика есть критерий истины. Прагматистской трактовке ис-тины также недостаёт интуитивно ощущаемого требования к истине как адекватному соответствию реальности. В вопросе о истинности знания остаётся ещё немало проблем.

Рубрики: | Дата публикации: 01.07.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии