Проблематика взаимоотношений Европейского Союза и России со странами Центральной Азии: стандарты ОБСЕ в оценке электоральных процессов в странах СНГ

Дронов Василий Владимирович

Аспирант

Московского государственного Университета МГУ им. М.В.Ломоносова

Исторического факультета

Кафедры истории стран Ближнего зарубежья Россия, г.Москва dronov_vasya@mail.ru

Введение

Тема данного исследования дает возможность на основе проанализированных источников и историографии рассмотреть основные проблематику взаимоотношений между ЕС и Россией в регионе СНГ, деятельность Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) как международной организации, проводящей мониторинг выборов, включающий в себя подготовку, проведение и обнародование результатов парламентских выборов в Таджикистане, отношение России и ЕС к ним, а также соответствие этих выборов стандартам ОБСЕ. Следует подчеркнуть, что рассмотрение такого рода деятельности ОБСЕ объективно требует учета многочисленных региональных особенностей, менталитета, обычаев и традиций местного населения.

Определенный интерес представляет возможность прояснить весьма актуальные, дискуссионные вопросы, в частности, выявить, насколько соответствуют действительности представления о том, что ОБСЕ проводит политику двойных стандартов в отношении СНГ, что ОБСЕ не вполне самостоятельна в своих выводах и в занимаемой позиции в отношении открытости, законности проведения и результатов выборов, что этим выборам присуща большая степень «показной демократичности» и что при мониторинге выборов региональные особенности страны, проводящей выборы не учитываются и не отражены в стандартах ОБСЕ. В условиях формирования политической системы и молодости демократических институтов в Республике Таджикистан, будут рассмотрены закон о выборах и права человека в законодательстве Таджикистана и их реализация на практике.

В основе исследования лежит комплексный методологический подход – сочетание методов исторического исследования и инструментария регионоведения, т.е. выявление исторических особенностей развития региона, в особенности, в последние десятилетия XX века и начале XXI века и оценка их влияния на современное состояние политического процесса в Центральной Азии.

***

Результаты

В исследовании рассмотрена проблематика взаимоотношений Европейского Союза и России с Центральной Азией на примере Таджикистана с европейскими институтами. Очевидно, что определяющими факторами этих взаимоотношений является переходный характер таджикской политической системы, преобладание в ней сильной исполнительной власти, местных религиозных и этнокультурных традиций, а также наследия советской системы управления. Можно говорить о завершении этого этапа и перехода к построению демократического государства.

Запад, выдвигающий в качестве условия признания государства демократическим,

рецепцию основных международных норм проведения выборов, гарантий прав человека и

основных политических свобод, оценивает ситуацию в Таджикистане, как и в целом регионе, негативно. С точки зрения международных организаций, в первую очередь ОБСЕ, политическая жизнь Таджикистана далека от европейских реалий. При этом не учитывается целый комплекс особенностей, присущих конкретному региону и стране. Зачастую нормы международного законодательства не только сведены к обобщенным стандартам, но в них существуют пробелы, что позволяет трактовать эти моменты в ту или иную сторону в зависимости от требуемого результата. Не подлежит сомнению тот факт, что международные независимые организации, в том числе и ОБСЕ служат инструментами в геополитической игре для давления на эти страны в оценке прав и свобод человека в Центрально-азиатском регионе и достижения своих целей. Требуется обновление их структуры и стандартов в связи с заполнением лакун и конкретизацией. Однако при этом не учитываются объективные обстоятельства становления и развития постсоветского Таджикистана – кровопролитная гражданская война, соседство с неспокойным Афганистаном, затяжная борьба с наркотраффиком и стоящими за этим преступным бизнесом криминально-политическими группировками, а также региональные особенности политической системы РТ, менталитета и традиций народа. Независимость Таджикистана, утверждение в его внешней и внутриполитической жизни демократических тенденций зависит от геополитических приоритетов, главным из которых является Россия как стратегический партнер и союзник, т.к. именно Россия присутствует в регионе с самого начала и очевидны ее стремления к взаимоправному двустороннему сотрудничеству во всех областях деятельности со странами Центральной Азии. В то время как западные страны и США стремятся получить личную выгоду в доминировании в регионе.

Литература

1.Мирзоев Сергей. БДИПЧ: непростое ремесло легитимации. 10.04.2006. www.kreml.org

2.Дугин А.Г. Проект «Евразия». М.,Эксмо, 2004.

3.Караев Б.С. Методологические аспекты анализа и прогноза политических конфликтов в современной Центральной Азии. М., 2005.

4.Проблемы внешней политики, дипломатии, национальной безопасности //

Международная жизнь. № 5, М.: МИД РФ, 2002.

5.Лукашук И.И. Функционирование международного права. М., 1992.

6.Митрофанов Алексей. Шаги новой геополитики. М., 2005.

7.Скосорев В. США ведут «большую игру» в Центральной Азии // Россия и мусульманский мир. № 5, М.: ИНИОН РАН, 2000.

8.Таджикские выборы – “важная веха” в развитии демократии в Центральной Азии. 11. 02.

2005. www.usosce.gov

9.Колосов Алексей. Ближнее зарубежье отдаляется от России. М., 2005.

10.Хельсинкский документ ОБСЕ «Вызов времени перемен». 10 июля 1992. VI раздел.

11.Declaration of principles and Code of Conduct for International Election Observasion. Created 27 October 2005.Декларация принципов международного наблюдения за выборами.

12.Имомов Ашурбой. Развитие концепции конституции суверенной Республики на опыте

Таджикистана. 24.11.2005. www.analitika.org

13.Republic of Tajikistan. Parlamentary elections 27 February and 13 March 2005.

14.OSCE/ODIHR Election Observation Mission Final Report. 31. 05.2005

15.Всемирный доклад «Human rights Watch» – 2006.

16.The Election Observation Handbook. Руководство по мониторингу избирательного процесса ОБСЕ / БДИПЧ.

Рубрики: | Дата публикации: 11.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?