Приём «буратино» получил своё название после того, как впервые был использован при записи детского радиоспектакля «Золотой ключик, или приключения Буратино». Он был открыт режиссёром Розой Иоффе. С помощью этого приёма были созданы и обаятельная скороговорка маленького деревянного человечка, грубые вопли и стоны Карабаса, и звонкие голоса кукольных артистов, и многое другое. А всё это был голос одного актёра. Приём состоит в том, что убыстрение или замедление хода магнитофонной плёнки может из «технического брака» превратиться в сильнейший художественный приём. Это позволяет подчеркнуть ироническое отношение корреспондента к речи какого-либо из интервьюируемых.
Звуковая мизансцена – положение микрофона по отно¬шению к участникам события, о котором идёт речь в эфире. Микрофон можно установить так, чтобы всех было слышно одинаково, можно передавать его из рук в руки или приближать и отдалять от работающего механизма, создавая эффект присутствия на событии в самом общем представлении. Также можно выбрать для микрофона такую точку, чтобы какой-то один звук или чей-то один голос выходит на первый звуковой план. Этот звук или голос тогда будет сюжетным, смысловым и эмоциональным стержнем передачи.
Голосовой грим – это выразительное средство было позаимствовано радиожурналистами у радиотеатра. Это придание речи журналиста эмоциональных красок и ритмических особенностей, передающих атмосферу события. Об одном и том же можно рассказать по-разному. Найти нужный тон для передачи атмосферы – грустный или весёлый, быстрый или замедленный – всё это творческая задача, которую помогает решить точно найденный голосовой грим.
Главное место в группе стилеобразующих средств занимает монтаж. Монтаж – это специфический радийный процесс отражения окружающей нас действительности, порождающий в сознании слушателя цепь мыслей и представлений, – отмечает И. Триккель в своей работе «Специфика и её критерии», – монтаж подчиняется идейному замыслу. С помощью монтажа автор придаёт, проблеме свою интерпретацию – метод художественного мышления, который вытекает из психологии восприятия радиопередачи. Вышеизложенная мысль требует одного уточнения: монтаж не является специфическим радийным процессом. Он существует и на телевидении. Как известно, кинематограф стал искусством только благодаря монтажу.
На радио монтаж наиболее ярко проявляется в документальных жанрах. В радиорепортаже монтаж служит методом творчества. Он понимается при этом не как простое механическое соединение частей передачи или первичная обработка плёнки, а как метод творчества, подчиняющихся в соответствия с замыслом автора либо хронологии развития событий, либо логике его мысли, стремлению столкнуть, противопоставить противоречивые его части и т. д.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 23.07.2010
Комментарии и Отзывы