«Принцип бережливости (простоты)».

«Принцип бережливости (простоты)», или принцип «Бритва Оккама 1»:

Не надо множить без необходимости число сущностей.

Как это понимать в контексте нашей пробле-матики? Примерно так: если что-то можно объ-яснить, привлекая меньшее число факторов (причин), то этим меньшим числом и надо огра-ничиться.

Объясняя какой-то новый процесс (или явле-ние), ученый всегда пытается применять уже ус-тановленные законы.

Лишь в том случае, когда это не удается, он ищет новые — дополнительные или более фун-даментальные.

Сама природа стремится к простоте. Всё слишком усложненное неэффективно и посте-пенно отмирает .

К простоте должно стремиться и то, как мы объясяем природу.

Если какому-то явлению дается несколько объяснений, то обычно наиболее правильным оказывается наиболее естественное и простое.

Речь идет об объяснениях, равноценных по научной обоснованности. Ведь могут быть очень простые, но не достоверные объяснения: «Бес попутал…» «Черт искусил…»

Поиски причины следует начинать с того, что естественнее и проще. Если у автомобиля не за-водится двигатель, то, возможно, кончился или плохо подается бензин, «сел» аккумулятор, отсо-единена его клемма и прочее. Нечистая сила тут не причем.

Один известный московский физик рассуждал так: “Когда я слышу звонок в дверь своей кварти-ры, я скорей всего склонен предположить, что это звонит почтальон, а не английская королева”. Сейчас кто-то приоткрыл дверь в нашу аудито-рию и в щелку наблюдает за нами. Кто это может быть? Может, инопланетянин?.. Или, что гораздо вероятнее, работник деканата проверяет посе-щаемость?

А теперь более подробно.

Бритва Оккама — методологический принцип, сформули¬рованный У. Оккамом и требующий устране-ния из науки всех понятий, не являющихся интуитивно очевидными и не поддающихся проверке в опыте: «Сущности не следует умножать без необходимости».

У. Оккам направлял этот принцип против распро-страненных в то время попыток объяснить новые яв-ления введением разного рода «скрытых качеств», не-наблюдаемых «сущностей», таинственных «сил» и т.п.

«Б. О.» может рассматриваться как одна из первых ясных формулировок принципа простоты, требующего использовать при объяснении определенного круга эмпирических фактов возможно меньшее количество независимых теоретических допущений.

Принцип простоты проходит через всю историю ес-тественных наук. Многие крупнейшие естествоиспыта-тели указывали, что он неоднок¬ратно играл руководя-щую роль в их исследованиях. В частности, Ньютон выдвигал особое методологическое требование «не излишествовать» в причинах при объяснении явлений.

Вместе с тем понятие простоты не является однозначным (про-стота в смысле удобства манипулирования, легкости изучения; про-стота допущений, лежащих в основе теоретического обобщения; не-зависимость таких допущений и т. д.). Неочевидно также, что само по себе стремление к меньшему числу посылок непосредственно связано с повышением эмпирической надежности теоретического обобщения.

В логике стремление к «экономии исходных допу-щений» выражается в требовании независимости: ни одна из принятых аксиом не должна выводиться из ос-тальных. Это относится и к принимаемым правилам вывода.

С «Б. О.» определенным образом связано и сле-дующее обычное требование к доказательству: в чис-ле его посылок не должно быть «лишних утвержде-ний», т. е. утверждений, не используемых прямо при выведении доказываемого тезиса.

Это требование «экономии посылок» не является, конечно, необходимым. Оно не представляется также достаточно ясным и не включается в само определе-ние доказательства. Доказательство с «излишними» или чересчур сильными посылками в каком-то смысле несовершенно, но оно остается доказательством.

Рубрики: | Дата публикации: 30.06.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии