ПРЕДПОНИМАНИЕ

— в философии Хайдеггера способ развертывания понимания как онтологического определения человеческого бы-тия. П. есть изначальное, исходное понимание в отличие от вторичного по отношению к нему и производного от него понимания как метода по-знания. П. образует пространство созерцания и мышления, непреодолимый горизонт познания. П. не зависит от рефлексии, а, напротив, состав-ляет основу и источник всех очевидностей соз-нания и самосознания. П. имеет не психологиче-скую и не трансцендентальную природу, т.к. вы-ражает не личностные особенности познания и не всеобщие характеристики познающего субъ-екта, а сам способ бытия человека в качестве действующего и познающего существа. Структу-ру П. образуют «пред-мнения», «предвидения» и «предвосхищения», составляющие основу чело-веческого бытия в мире и предопределяющие все его мышление и поведение. Исходная стихия П. — язык. Развивая хайдеггеровское учение о П., Гадамер вычленяет в качестве основного эле-мента его структуры «пред-рассудок» (Vor-urteil), т.е. дорефлективное содержание сознания, что не следует смешивать с предрассудками в обыч-ном смысле слова. П., которое лежит в основе исходных схем человеческого опыта, задано традицией, имеющей языковую природу. В тео-логической герменевтике Бультмана П. обозна-чает «жизненное отношение» к предмету пони-мания (в частности, к тексту Библии), задающее способ постановки вопроса и тем самым опреде-ляющее характер истолкования.

ПОНИМАНИЕ (нем. — Verstehen, англ. — comprehension, understanding, франц. — comprehension) — уразумение смысла или значе-ния чего-либо. В феноменологии, а также в аналитической философии смысл, или значение есть объективная величина, процесс познания которой следует строго отличать от психических процессов. Сводить идеально-логическое содер-жание смысла к субъективно-психическому «пе-реживанию» или «вчувствованию» означало бы совершать ошибку психологизма — таков упрек, бросаемый Гуссерлем Дильтею и представите-лями аналитической философии сторонникам герменевтики.

Категориальный статус термин «П.» приобрел у Ф. Шлейермахера, переориентировавшего гер-меневтику с разработки правил истолкования конкретных текстов на исследование общих принципов их П. В концепции Шлейермахера П. есть обнаружение смысла текста, осуществляе-мое в процессе его «грамматической» и «психо-логической» интерпретации. П. осуществляется через реконструкцию смысла, который в конеч-ном итоге сводится к замыслу. В исторической методологии Й. Дройзена П. есть постижение ин-дивидуального, в отличие от объяснения, основ-ным содержанием которого является подведение особенного под всеобщее. В герменевтике Диль-тея П. представляет собой проникновение в ду-ховный мир автора текста, неразрывно связан-ное с реконструкцией культурного контекста соз-дания последнего. В философии Хайдеггера П. из метода познания превращается в специфиче-ски человеческое отношение к действительно-сти. Человек, по Хайдеггеру, понимающе отно-сится к своему бытию, представляет собой тол-кующее себя бытие, «бытие понимающее». Сле-довательно, П. есть не просто способ познания человеком мира, но прежде всего способ бытия человека в мире, оно, следовательно, имеет онтологический (а не психологический, гносео-логический или логический) характер. У Гадамера хайдеггеровская трактовка П. получает разработку применительно к традиционной про-блематике истолкования текстов. П. некоторого текста, по Гадамеру, неотделимо от самопони-мания интерпретатора, поэтому предметом П. является не смысл, вложенный в текст автором, а то предметное содержание («суть дела»), с ос-мыслением которого связан данный текст. «Предметное П.», или «П. по сути», Гадамер противопоставляет историческому и психологи-ческому подходам, методологической предпо-сылкой которых является разделенность субъек-та П. и его объекта. Герменевтический подход к проблеме П. объединяет представление о про-цессе П. как поиске смысла — в противовес П. как приписыванию значений.

Различие взглядов на проблему П. внутри герменевтики обусловлено различием в решении вопроса о природе смысла. В зависимости от то-го, полагается ли смысл как имманентный тексту или как трансцендентный ему, П. выступает ли-бо как воспроизведение (традиционная герме-невтика), либо как «произведение» в хайдегге-ровском смысле слова (философская герменев-тика). У позднего Хайдеггера, в частности, пред-метом П. выступает не отдельный текст, а акку-мулирующий в себе истину бытия язык, момен-тами самоизображения которого выступают от-дельные тексты.

В последние десятилетия монополия герме-невтики на разработку проблематики П. текста подорвана: герменевтическая методология либо дополняется психоаналитической и структура-листской, либо исследуется как эпистемологи-ческая и логическая проблема.

Рубрики: | Дата публикации: 02.07.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии