ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

В целях прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий ЧС, обеспечения постоянной готовности органов государственного управ¬ления к быстрым и эффективным действиям в экстремальных условиях в 1990 году был создан Российский корпус спасателей на правах Государс¬твенного комитета. В последующем преобразованный в Государственный ко¬митет РСФСР по чрезвычайным ситуациям при Президенте РФ, а с 1991 года в Государственный комитет по делам гражданской обороны, ЧС и ликвида¬ции последствий стихийных бедствий (Указ N 305 декабрь 1991 г.). В систему ГКЧС вошли штаб ГО РСФСР, вся сеть штабов ГО, войск ГО и дру¬гие структурные подразделения. Положение о ГКЧС утверждено постановле¬нием Совета Министров от 25.11.92 г. N 912.

Основными задачами комитета были:

– создание и обеспечение функционирования РСЧС;

– руководство ГО работами по ликвидации крупных ЧС;

– создание и обеспечение готовности необходимых сил и средств.

ГКЧС за короткое время своего существования принял ряд мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, но из-за сложности и масштабности решаемых задач возникла необходимость повышения эффек¬тивности федеральных органов управления. В связи с этим, 10 января 1994 г. Указом Президента РФ N 66 – ГКЧС был преобразован в Министерс¬тво по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти¬хийных бедствий (МЧС России), которому переданы функции Государствен¬ного комитета Чернобыля России, Комитета по проведению подводных работ особого назначения при Правительстве РФ и Российской Федеральной авиа¬ционно-космической службы поиска и спасения. На МЧС возложена также задача по мобилизационной подготовке народного хозяйства страны.

В августе 1994 года Постановлением Правительства РФ N 909 в МЧС, вместо Главных управлений, образованы следующие структурные подразде¬ления:

– Департаменты Управления, мероприятий защиты населения и терри¬торий, войск и сил, предупреждение чрезвычайных ситуаций и другие (всего 10 департаментов), что позволило упростить структуру управления.

Деятельность МЧС определена “Положением о МЧС”, принятым поста¬новлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 457, где закреплено, что МЧС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области ГО, предупреждения и ликви¬дации ЧС.

М Ч С:

– осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуп¬равления;

– руководит гражданской обороной, войсками ГО, поисково-спаса¬тельными службами МЧС России.

Одной из основных задач Министерства является обеспечение функци¬онирования и дальнейшего развития Российской системы предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с Постановлением правительства Российской Федера¬ции от 06.05.94 г. N 457 МЧС является федеральным органом исполнитель¬ной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных авариями, катастрофами, в т.ч. радиационными, стихийными бедствиями и применением возможным противником средств поражения, проведения подводных работ особого наз¬начения, а также координацию работ по мобилизационной подготовке на¬родного хозяйства страны.

На основании возложенных на него задач, министерство в установ¬ленном порядке осуществляет международное сотрудничество по вопросам, входящим в его компетенцию.

Во исполнение Федерального закона “О защите населения и террито¬рий от ЧС природного и техногенного характера” РСЧС (создания в соот¬ветствии с постановлением 261 от 18.04.1992 года) преобразована в еди¬ную государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (постановлением правительства 1113 от 5.11.1995 года).

На РСЧС возложены следующие основные задачи:

– разработка и реализация правовых и экономических норм, связан¬ных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

– осуществление целевых и научно-технических программ, направлен¬ных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организацион¬но-правовых форм, а также подведомственных им объектов производствен¬ного и социального назначения в ЧС;

– обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

– сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты на¬селения и территорий от ЧС;

– подготовка населения к действиям при ЧС;

– прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

– создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликви¬дации ЧС;

– осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

– ликвидация ЧС;

– осуществление мероприятий по социальной защите населения, пост¬радавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

– реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в ликвидации;

– международное сотрудничество в области защиты населения и тер¬риторий от ЧС;

МЧС России сотрудничает:

С Департаментом ООН по гуманитарным вопросам (ДГВ ООН);

Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН);

Организацией ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО);

Международной организацией Гражданской обороны (МОГО);

Международным комитетом Красного Креста.

Активно участвует в осуществлении долгосрочных международных программ и проектов:

Военные ресурсы и средства гражданской обороны (ВРСГО);

ДГВ ООН; “Чернобыль” с ЮНЕСКО и КЕС (Комитет Европейского сообщества);

Междуна¬родное десятилетие уменьшения опасности стихийных бедствий (МДУОСБ) с ДГВ ООН; подводная лодка “Комсомолец” (Фонд “Комсомолец”);

В частично открытом соглашении Совета Европы по прогнозированию и оказанию помощи в случаях стихийных бедствий и технологических катаст¬роф (ЧОС) с ФОРМ.ОСЕ (Программа подготовки кадров в области предотвра¬щения и ликвидации ЧС) и многих других, направленных на подготовку специалистов по работе в экстремальных условиях.

В ноябре 1993 г. между МЧС России и УВКБ ООН подписано Соглашение “О поддержке операций по оказанию чрезвычайной гуманитарной помощи”, в феврале – марте 1996 г. подписаны меморандумы о намерениях с НАТО, ВПП (Всемирная продовольственная программа) и ОАЕ (Организация африканско¬го единства).

На повестке дня – меморандум с БЕСГ (Бюро Европейского Сообщества по гуманитарным вопросам).

Структура РСЧС представлена на слайде.

На настоящее время РСЧС объединяет:

– органы управления;

– силы и средства: федеральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления;

организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защи¬ты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и име¬ет пять уровней:

– федеральный;

– региональный;

– территориальный;

– местный;

– объектовый.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пре¬делах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих администра¬тивно-территориальному делению этих территорий.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирова¬ния определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соот¬ветствующими органами государственной власти субъектов Российской Фе¬дерации.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и поручен¬ных им отраслях экономики.

Так, в соответствии с функциями, определенными федеральным орга¬нам исполнительной власти и Федеральному управлению специального стро¬ительства при Правительстве Российской Федерации по защите населения и территорий от ЧС, на них возложено руководство созданием и деятель¬ностью следующих функциональных подсистем:

Сил и средств предупреждения аварий на объектах атомной энергети¬ки (Министерство РФ по атомной энергии);

Сил и средств предупреждения и ликвидации последствий аварий на объектах топливно-энергетического комплекса (Министерство топлива и энергетики РФ);

Предупреждения и ликвидации ЧС на объектах, входящих в состав от¬расли (Гос.комитет РФ по оборонным отраслям промышленности, Комитет РФ по химической и нефтехимической промышленности).

На Министерство внутренних дел РФ: противопожарные и аварийно-спасательные работы; охраны общественного порядка.

Резерва медицинских ресурсов – на Министерство здравоохранения и медицинской промышленности.

На министерство обороны РФ – авиационно-космической службы поиска и спасения.

Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов будет руководить созданием и деятельностью функциональных подсистем:

экологической безопасности и экологического мониторинга, совмест¬но с Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу ок¬ружающей среды.Которая в свою очередь руководит подсистемами наблюдения и конт¬роля за стихийными гидрометеорологическими и гелиофизическими явления¬ми и загрязнением окружающей природной среды и предупреждения цунами.

На Министерство связи возложено руководство подсистемой связи и оповещения.

На Министерство сельского хозяйства и продовольствия подсистем: защита сельскохозяйственных животных и растений; резервы продовольственных и кормовых ресурсов; предупреждения и ликвидации ЧС на объектах, входящих в состав от¬расли.

Министерство социальной защиты населения РФ и Министерство труда РФ руководят созданием и деятельностью функциональной подсистемы РСЧС социальной защиты от ЧС.

Министерство строительства РФ и Федеральное управление специаль¬ного строительства при Правительстве РФ отвечает за:

руководство созда¬нием и деятельностью подсистем РСЧС:

защита городов, населенных пунктов от аварий, катастроф и стихий¬ных бедствий;

предупреждения и ликвидации ЧС на объектах, входящих в состав от¬расли.

Министерство транспорта и Министерство путей сообщений РФ за:

транспортное обеспечение ликвидации ЧС;

силы и средства поиска и спасения людей на море;

поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов гражданской авиации;

силы и средства ликвидации ЧС на железнодорожном транспорте.

Министерство экономики РФ, Министерство финансов РФ, Гос.комитет РФ по промышленной политике, Комитет РФ по государственным резервам и Комитет РФ по торговле за:

целевые виды страхования;

финансовые резервы;

резервы материальных ресурсов.

Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ за подсистему надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой.

За руководство подсистемой противопаводковых мероприятий отвечает Комитет РФ по водному хозяйству.

Деятельностью функциональной подсистемы наблюдения и контроля за уровнем радиоактивного загрязнения подземных вод возложена на Комитет РФ по геологии и использованию недр.

На Комитет РФ по рыболовству возложено руководство подсистемой РСЧС предупреждения и ликвидации ЧС на объектах, входящих в состав от¬расли.

Федеральная служба лесного хозяйства России руководит созданием и деятельностью следующих подсистем РСЧС:

защита лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной раститель¬ности;

предупреждения и ликвидации ЧС на объектах, входящих в состав от¬расли.

Федеральный горный и промышленный надзор отвечает за подсистему контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами.

Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функцио¬нальных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликви¬дации последствий аварий с ядерным оружием в Российской Федерации ут¬верждается Правительством Российской Федерации.

Каждый уровень РСЧС имеет:

– координирующие органы;

– постоянно действующие органы управления, специально уполномо¬ченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (органы управления по делам ГО и ЧС);

– органы повседневного управления;

– резервы финансовых и материальных ресурсов;

– системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Координирующими органами РСЧС являются:

– на федеральном уровне – Межведомственная комиссия по предупреж¬дению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных ор¬ганах исполнительной власти;

– на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, – региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий МЧС;

– на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, – комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

– на местном уровне, охватывающем территорию района, города (ра¬йона в городе),- комиссию по ЧС органов местного самоуправления;

– на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта,- объектовые комиссии по ЧС.

Положение о Межведомственной комиссии по предупреждению и ликви¬дации ЧС и ее состав утверждаются Правительством Российской Федерации.

Положения о комиссиях по ЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также об объектовых комиссиях по ЧС и состав этих комиссий утверждаются решениями руководителей соответс¬твующих федеральных органов исполнительной власти, органов государс¬твенной власти субъектов Российской Федерации органами самоуправления и организаций.

Органами управления по делам ГО и ЧС являются:

– на федеральном уровне – МЧС России;

– на региональном уровне – региональные центры;

– на территориальном и местных уровнях – органы управления по де¬лам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органах местного самоуправления;

– на объектовом уровне – отделы (секторы или специально назначен¬ные лица по делам ГО и ЧС).

Органами повседневного управления РСЧС являются:

– пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативные дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;

-дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляются на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами оповеще¬ния, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоя¬нии постоянной готовности к использованию.

В состав сил и средств РСЧС входят:

– силы и средства федеральных органов исполнительной власти;

-силы и средства органов исполнительной власти субъектов Российс¬кой Федерации;

-силы и средства органов местного самоуправления и организаций, участвующие в соответствии с возложенными на них обязанностями в наб¬людении и контроле за состоянием окружающей среды, потенциально опас¬ных объектов и ликвидации ЧС.

В состав этих сил входят:

– аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (силы постоянной готов¬ности).

Силы постоянной готовности могут привлекаться МЧС России и други¬ми органами управления по делам ГО и ЧС по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъек¬тов РФ, органами местного самоуправления и организациями для экстрен¬ного реагирования в случае возникновения ЧС.

– специально подготовленные силы и средства ВС РФ, другие войска и воинские формирования привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, опре¬деленном Президентом РФ.

– силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными правовыми актами РФ и субъектов РФ.

Решением руководителей организаций и объектов на базе существую¬щих специализированных организаций, служб и подразделений (строитель¬ных, медицинских, ремонтных и других) могут создаваться нештатные ава¬рийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения АС и ДНР при ЧС.

Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:

– центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;

– информационные центры федеральных органов исполнительной влас¬ти;

– региональные информационно-управляющие центры;

– информационно-управляющие центры органов управления по делам ГО и ЧС субъектов Российской Федерации;

– абонентские пункты городских и районных органов управления по делам ГО и ЧС;

-информационные центры организаций;

-средства связи и передачи данных.

Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от ЧС и обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управления по делам ГО и ЧС определяется Правительством Рос¬сийской Федерации.

Для ликвидации ЧС создаются:

– резервный фонд Правительства РФ на ликвидацию ЧС и запасы мате¬риальных ресурсов для проведения первоочередных работ при ликвидации ЧС, накапливаемые в составе государственного материального резерва, за счет средств федерального бюджета;

– ведомственный резерв финансовых и материальных ресурсов – за счет средств федерального органа исполнительной власти;

– резерв финансовых и материальных ресурсов субъекта Российской Федерации – за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;

– местный резерв финансовых и материальных ресурсов органа мест¬ного самоуправления – за счет средств местного бюджета;

-объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов – за счет собственных средств организации.

Номенклатура и объем резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, ор¬ганов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС, под непосредственным руко¬водством соответствующей комиссии по ЧС.

Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами лока¬лизовать ее невозможно, указанные комиссии обращаются к вышестоящей комиссии по ЧС. Вышестоящая комиссия по ЧС может взять на себя коорди¬нацию, руководство ликвидацией этой ЧС и оказать необходимую помощь.

При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном по¬рядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. В отдельных случаях для ликвидации ЧС и ее последствий может быть образована правительственная комиссия.

В случае недостаточности ресурсов для ликвидации возникшей ЧС они могут быть выделены из других резервов РСЧС по ходатайству руководства администрации организации, органа местного самоуправления, администра¬ции субъекта РФ,руководства федерального органа исполнительной власти.

Общественные объединения могут участвовать в ликвидации ЧС под руководством соответствующих органов управления по делам ГО и ЧС при наличии у участников ликвидации от общественных объединений соответс¬твующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.

Финансирование РСЧС осуществляется на каждом уровне за счет соот¬ветствующего бюджета и средств организаций.

Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от ЧС, по обеспечению устойчивого функционирования организаций осу¬ществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Финансирования мероприятий по ликвидации ЧС проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах ЧС, средств федеральных орга¬нов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.

При отсутствии или недостаточности указанных средств выделяются в установленном порядке средства из резервного фонда Правительства РФ.

Рубрики: | Дата публикации: 19.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?