Предмет и содержание философии науки.
Философия науки рассматривает науку как подсистему духовной и духовно-материальной культуры общества.
При этом анализируются взаимосвязи науки с другими культурными сферами, такими как ис-кусство, религия, мораль и др.
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ включает:
историю науки,
логику и методологию науки,
аналитическую философию,
социологию науки (когнитивную социологию),
философию техники,
когнитивную психологию,
методологию творчества и
логику научного открытия.
История науки как составная часть филосо-фии науки есть история концептуальных кар-касов.
Она рассматривает динамику науки в культу-ре, изменение оснований научного знания.
Наряду с общей истории науки разрабатыва-ются специализированные истории отдельных научных дисциплин.
Сам философский образ науки исторически менялся. Можно выделить такие его варианты:
античный образ познания как воспоминания об высших идеях;
образ возрождающейся науки (Ф.Бэкон, Р. Де-карт);
изучение того, как возможно научное знание (И. Кант);
образ философии как «науки наук» (Г. Гегель);
образ науки как «всеобщего духовного продукта общественного развития» ( К. Маркс );
позитивистский образ науки ( О. Конт );
становление образа науки как «образца запад-ной демократии».
Характеристика Большой науки – образ науки «хорошей во всех отношениях».
Ныне философия науки
— считает первоочередными вопросы фило-софской экологии и глобальные проблемы со-временности,
— сопоставляет и анализирует науку и псевдо-науку,
— изучает смену типов и нарождение новой на-учной рациональности.
Важное значение современная философия нау-ки придает междисциплинарным исследованиям, способствующим формированию научного ми-ровоззрения и общенаучной картины мира.
В наше время философы, изучая науку, пытают-ся дать более глубокий ответ на традиционный вопрос «что значит знать?».
В античности познанием считалось приобщение к Логосу — мировому Закону.
В науке Нового времени знать — это знать, как измерить.
В концепциях научного знания русских филосо-фов познать — значит полюбить (С.Л. Франк) или «уловить соритмичное бытию биение духа» (П. Флоренский).
В герменевтических работах познание предстает как интерпретация.
Прикладная наука применяет накопленные зна-ния в технических и технологических целях.
Во главе угла оказывается не истинность, а полезность.
Бывает, что успешные прикладные исследования какое-то время исходят даже из ложных посылок или недостоверных знаний. Но наступает мо-мент, когда «карточный домик» ошибочных по-строений неминуемо разваливается. Многие де-сятилетия гелиоцентрическая система мира Ко-перника отвергалась не только в духовно-религиозной сфере, но и в практической жизни, т.к. геоцентрическая система мира Птолемея ничуть не хуже описывала местонахождения планет.
В наше время философия науки уже не сводит-ся преимущественно к методологии наук о при-роде.
Во-первых, философия науки уже не только ме-тодология, а, во вторых, ее объект – не только естествознание.
Философия науки выходит на междисциплинар-ный уровень, причем изучаемые ею науки оказы-ваются лишь частью проблемного поля.
Другая важная часть — это изучение связи науч-ного знания с человеком, ценностными ориен-тациями.
А теперь назовем проблемы, многие из которых также будут нами рассмотрены в дальнейшем (более или менее подробно).
Позитивистская концепция истории науки, про-блема возникновения науки и метода познания в ней (Г. Спенсер ).
Классификация наук как отображение истории науки.
Стадиальность развития науки.
Индуктивистские модели роста знания.
Неопозитивистская философия науки и пробле-ма реконструкции истории научного знания.
Факторный анализ развития науки.
Общие особенности кумулятивистского подхода к истории науки и отдельные направления внутри его.
Кризис классической науки, революция в естест-вознании и утрата рациональных ориентиров объяснения знания.
Эпистемологическая революция ХХ века, фор-мирование неклассического понимания рацио-нальности и новое видение истории науки.
Объяснения генезиса науки интернализмом (А. Койре, Прайс Д. Де Солла, Холл ) и экстерна-лизмом (Э. Цильзель, Д. Нидам, Р.Мертон).
Концепция развития науки как смены парадигм.
Устойчивые интеллектуальные структуры и про-блема переходов между ними.
Исследовательские программы, познавательные модели и их место в историко-научных реконст-рукциях.
Структуралистская методология в истории науки и ее особенности.
Революционные и эволюционные подходы в ис-торико-научных объяснениях.
Диалектико-материалистический анализ пробле-мы происхождения и развития науки.
Современные модели истории науки, их пре-имущества и ограниченность: кумулятивные, на-учные революции и ситуативные (case-studies).
Образ науки как систематизирующий и ценност-ный элемент идеологии научного сообщества.
Внешняя и внутренняя функции образа науки.
Основания научного исследования: идеалы, нормы и методы научного исследования, фило-софские и общенаучные принципы и предпосыл-ки.
Проблема как исходный пункт научного исследо-вания.
Научные и практические проблемы.
Понятие «научная картина мира».
3 основных типа: «общая», «естественнонаучная и социально-научная», «специальная» научные картины мира.
Понятия «научная революция», «стиль научного мышления», «парадигма», «порождающая мо-дель».
Понятие метода научного исследования. Субъек-тивное и объективное в методе. Классифика-ция методов. Научные методы эмпирического и теоретического познания. Общелогические мето-ды в познании.
Границы и сфера деятельности философских методов в науке.
Место диалектики и метафизики в системе науч-ной деятельности. Взаимодействие методов.
Рубрики: Философия | Дата публикации: 29.06.2010
Комментарии и Отзывы