Православная церковь в советский период.

Еще за несколько лет до октябрьских событий 1917 г. было решено восстановить патриаршество в России, повысив тем самым роль и влияние церкви в стране. Однако Поместный со¬бор, на котором это осуществилось, открылся только в авгус¬те 1917 г. В ноябре в Москве, буквально под аккомпанемент оружейной стрельбы, из трех кандидатов был избран по жре¬бию патриарх Тихон (в миру В.И. Белавин, 1865-1925). От¬ношение большевистской власти к церкви с самого начала ус¬тановилось враждебное, более того, большевики почти сразу взяли курс на уничтожение церкви. Начались массовые репрес¬сии против священников и монахов, закрывались храмы и мо¬настыри, сжигались православные святыни, рушились древние памятники архитектуры. Национальной культуре был нанесен огромный непоправимый ущерб. Патриарх Тихон, пользуясь немалым духовным авторитетом, пытался противостоять этим злодеяниям Большевики использовали в своих интересах так называемых обновленцев — священников, начавших ради¬кальные церковные реформы и поддерживавших советскую власть. Митрополиты-обновленцы Евдоким (до 1925 г.), Ве¬ниамин и Виталий (Введенский) пользовались благосклоннос¬тью властей, а некоторые церковные общины целиком перешли на позиции обновленчества. Тихон объявил анафему обновленцам, но сам был лишен сана и монашества «обновленческим» церковным собором. С 1923 г и до смерти он находился под домашним арестом в Донском монастыре в Москве, где и по¬хоронен. Патриарх Тихон в наши дни канонизирован как свя¬той русской православной церкви. Сами обновленцы не имели успеха, многие из них, в свою очередь, были репрессированы. Следующий фактический руководитель Русской православ¬ной церкви (РПЦ) Сергий Старогородский (1867—1944) при¬звал паству к лояльному отношению к советской власти (корот¬кое время он сам примыкал к обновленцам, но позже раскаялся в этом). Сергий был местоблюстителем (временным главой в отсутствии патриарха) патриаршего пре¬стола (до 1937 г заместителем другого местоблюстителя — митрополита Петра, которого арестовали за «контрреволюци¬онную деятельность», сослали в Сибирь и расстреляли в 1937 г.) В 1921 г. произошел еще один раскол: группа священ¬ников, стоявших на позициях непримиримой борьбы с советс¬кой властью, создала в эмиграции (г. Сремски Карловцы в бывшей Югославии) Русскую Православную Церковь за границей (зарубежную, или карловацкую, как ее иногда называ¬ют). Эта церковь, возглавляемая митрополитом, не отличалась ничем от РПЦ, кроме своей непримиримой антисоветской и ан¬тикоммунистической позиции. Отношения зарубежной церкви с РПЦ после 1927 г. оказались разорваны. Ее деятели счита¬ли, что РПЦ в Советской России пошла на поводу у комму¬нистической безбожной власти. В свою очередь, иерархи РПЦ не без оснований обвиняли «зарубежников» в расколе. Сейчас Зарубежная православная церковь активизировала свою дея¬тельность в России и имеет приходы в некоторых городах.

Еще одно ответвление от официальной церкви, возникшее на почве того, что РПЦ стала поддерживать большевистскую власть, — катакомбная церковь, которая существует авто¬номно, хотя по богослужению и догматике ничем не отлича¬ется от РПЦ. Во время Великой Отечественной войны положение РПЦ резко изменилось: жизнь заставила власть во главе со Стали¬ным обратиться к авторитету церкви во имя победы. Церковь, традиционно стоящая на позициях патриотизма, внесла огром¬ный моральный и материальный вклад в разгром фашизма. Начали вновь открываться храмы, а в 1943 г. Сергий был из¬бран патриархом (за год до смерти). Новая волна гонений обрушилась на церковь в годы «хру¬щевской оттепели». Хотя эти преследования были бескровны, но морально очень тяжелы. Несмотря на некоторую „свободу в искусстве, литературе, поэзии, религия в это время жесто¬ко притеснялась. Н.С. Хрущев обещал вскоре «показать на¬роду последнего попа». Во второй половине 60-х гг. отноше¬ние к церкви снова смягчилось. Из длительного периода гонений РПЦ вышла сохранив¬шей свое основное ядро, но ослабленной. Ее деятелей обвиня¬ли и по сей день обвиняют в тайных связях с коммунистичес¬кими властями, с органами безопасности, но на сегодняшний день мы не имеем (и, вероятно, долго еще не будем иметь) достаточных оснований, чтобы подтвердить или опровергнуть эти обвинения. Да не в этом, наверно, главное. Важно то, что церковь живет, имеет огромный авторитет и возможность вли¬ять на процесс возрождения страны. После глобальных изме¬нений в России в конце 80-х—начале 90-х гг. РПЦ, как и другие церкви, действующие в нашей многонациональной стране, стала важным фактором общественного развития. С 1990 г. ее возглавляет патриарх Алексий II (А. М. Ридигер, род. в 1929 г.). Церковь ищет пути активизации своей мисси¬онерской деятельности, вносит немалый вклад в решение сложнейших вопросов современной жизни России.

Рубрики: | Дата публикации: 27.07.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии