Потребности как фактор, определяющий поведение.
Рассмотри схему формирования поведения человека под влиянием по-требности (рис. 5.22). Потребность – ощущение физиологического или психо-логического недостатка чего-либо. Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние целеустремленности. Побуждение – это ощу-щение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на дос-тижении цели. Цели в этом смысле – это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой цели, его потреб-ность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовле-творенной. Степень удовлетворения потребности влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем.
Рисунок 5.22
Содержательные теории и модели мотивации.
Наиболее известные содержательные теории мотивации:
? иерархия потребностей А. Маслоу;
? теория мотивации Алдерфера (ERG-теория);
? двухфакторная теория мотивации Герцберга;
? теория проектирования работ;
? теория приобретенных потребностей Мак-Клеланда.
Содержательные теории мотивации базируются на идентификации внут-ренних потребностей и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей и заставляющих их действовать определенным образом. Предпосылкой появления содержательных теорий мотивации стало осознание менеджерами некоторой «нелогичности» поведения подчиненных. Наиболее существенным в этом направлении было выделение в человеческой побудительной системе пер-вичных и вторичных потребностей, то есть была сделана попытка создать не-кую единую схему иерархии мотивов в поведении человека, осознать, почему человек, ощущая сразу несколько потребностей, удовлетворяет их в опреде-ленной последовательности.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 07.07.2010
Комментарии и Отзывы