Попытки реформирования системы образования
Попытки реформирования системы образования были предприняты во второй половине XVIII века. Екатерина II, считая себя « просвещенным монархом», задумала создать «новую породу людей». Осуществление этой задачи было поручено И.И. Бецкому. В 1764 г. императрица утвердила раз¬работанное Бецким «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». Основываясь на идеях французских просветителей, Бецкой полагал, что изолированный от семьи и переданный на попечение воспи¬тателей ребенок может вырасти идеальным человеком. Поэтому его про¬ект предусматривал создание закрытых учебных заведений интернатского типа, принимающих детей в 5-6 летнем возрасте и выпускающем их в жизнь к 18-20 годам. Строго соблюдался сословный принцип. Для дворян¬ских детей предназначались привилегированные кадетские корпуса, «учи¬лища для благородных девиц». Для разночинцев – училище при Академии художеств, воспитательные дома во всех губерниях. Об образовании и воспитании крестьянских детей не было сказано ничего.
Задуманное создание «породы новых людей», несомненно, было утопи¬ей и поэтому не могло быть реализовано. Однако в соответствии с проек¬том в России был открыт ряд учебных заведений: училище при Академии художеств, воспитательные дома в Москве и Петербурге, коммерческое училище; преобразованы кадетские корпуса. Открытием общества двухсот благородных девиц в Петербурге (1764) было положено начало женскому образованию в России.
Екатерина II, продолжающая верить в силу воспитания, осуществила еще одну реформу в образовании. В 1782-1786 гг. в России была проведе¬на школьная реформа, создавшая систему единообразно организованных учебных учреждений с едиными учебными планами и общей методикой. Это были «народные училища» – главные в губернских городах и малые в уездах. Первые являлись четырехклассной школой, где помимо началь¬ных дисциплин преподавались русский язык, арифметика, геометрия, гео¬графия, история, естествознание, архитектура, механика и физика. Вторые являлись двухклассной школой и давали элементарные знания. В конце XVIII века в России насчитывалось 288 народных училищ, в которых обу¬чались 22 тыс. человек.
Таким образом, в XVIII веке был сделан огромный шаг вперед по срав¬нению с предшествующим периодом – создана система светских учебных заведений. Однако следует констатировать, что большинство народа (прежде всего крестьянство) продолжало оставаться вне стен школ, учи¬лищ, университетов.
Рубрики: Культура | Дата публикации: 25.06.2010
Комментарии и Отзывы