Понятия проблемной ситуации, проблемы и цели в научном исследовании.
Как-то мне попалось такое рассуждение К. Поппе-ра: «Я полагаю, что в науку — да и в философию, если уж на то пошло — есть только один путь: встретить проблему, увидеть ее красоту и влюбиться в нее, об-венчаться с ней и жить счастливо, покуда смерть не разлучит вас — если только вы не встретите другую, еще более чарующую проблему или же если вы все-таки найдете решение вашей проблемы. Однако даже если вы найдете решение этой проблемы, вы можете обнаружить, к своему восторгу, целое семейство ча-рующих, хотя, возможно, и трудных «проблемных де-тей» (problem children), на благо которых вы сможете трудиться, не отступая, до конца своих дней».
Проблемная ситуация:
1) содержащее противоречие и не имеющее одно-значного решения соотношение обстоятельств и усло-вий, в которых разворачивается деятельность иссле-дователя;
2) психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей позна-вательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания.
П. с. характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познаю-щей личности, включенную в объективную и противо-речивую по своему содержанию среду.
…Проблемная ситуация является одним из цен-тральных понятий проблемного обучения.
Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодей-ствия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе к-рого он приобща-ется к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. В совместной деятельности с преподавателем учащийся не просто перерабатывает информацию; усваивая новое, он переживает этот процесс как субъективное от-крытие еще неизвестного ему знания, как постижение и понимание научных фактов, принципов, способов или условий действия, как личностную ценность, обусловливающую развитие познава-тельной мотивации, интереса к содержанию предмета. В П. о. путем создания проблемной си-туации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося. Компонентами этой ситуации являются объект и субъект познания и мысли-тельное их взаимодействие, особенности к-рого зависят от учебного материала и дидактических приемов организации познавательной деятельности.
Рубрики: Философия | Дата публикации: 01.07.2010
Комментарии и Отзывы