Понятие планирования, процесс планирования. Проблемы и уровни планирования.

Планирование – отправная точка процесса управления, попытка предви-дения будущих действий с целью преодоления неопределенности, которая за-ложена в самом будущем.

Необходимость планирования связана с ограниченными ресурсами и не-определенным характером будущего.

Понятие планирования охватывает процесс планирования и систему раз-делов плана (структуру планирования).

Планирование – процесс, который заканчивается составлением плана. План – документ, описывающий цели и пути их достижения. Таким образом, речь идет о результатах и средствах их достижения. Планы показывают что, когда и как должно быть сделано.

В простейшем варианте план включает:

? цели, которые должны быть достигнуты;

? описание действий, которые необходимо предпринять для достижения целей;

? оценку ресурсов, необходимых для осуществления этих действий.

В основе планирования почти всегда лежит определенная логика, и пла-нирование можно описать как восьмиэтапный процесс (рис.5.1).

1. Определение целей – что именно планирует достичь менеджер и его команда. Сформулированные цели должны быть подкреплены кон-кретными и поддающимися оценке критериями. Необходимо стре-миться к тому, чтобы цели отвечали принципу SMART (specific, measurable, achievement, relevant, timed), то есть чтобы цели были конкретными, измеримыми, достижимыми, ориентированными на результат, согласованными во времени.

Предположим, цель формулируется следующим образом: обеспечить, чтобы в бли-жайшие 12 месяцев каждый из ответственных исполнителей прошел, по крайней ме-ре, трехдневное обучение по обслуживанию покупателей. В данной постановке со-держится три конкретных критерия: «в ближайшие 12 месяцев», «каждый из ответст-венных исполнителей», «трехдневное обучение».

Рисунок 5.1

2. Генерация вариантов плана и их оценка. Выяснив, что необходимо достичь, менеджер может начинать планировать конкретные действия для достижения целей. Следует посмотреть, какие варианты действий имеются и проанализировать их, чтобы выбрать лучший. Варианты оцениваются по разнообразным критериям. Этап заканчивается выбо-ром пути достижения цели.

Возможные пути достижения поставленной цели: организовать обучение на курсах за пределами компании, обучение проходит менеджер, а затем проводит цикл семи на-ров, пригласить специалиста, который проведет обучение сотрудников.

3. Определение действий – составление списка всех возможных дейст-вий, необходимых для реализации выбранного варианта.

4. Упорядочение действий – расстановка действий в надлежащей после-довательности. Для чего необходимо выяснить, какие дела не могут быть начаты до выполнения других дел.

5. Определение необходимых ресурсов. Прояснив требуемые действия и их последовательность, менеджер оценивает необходимые ресурсы: персонал, рабочие площади, оборудование, материалы, время, финан-сы. Часто не удается точно оценить объемы ресурсов, тогда приходит-ся делать прогнозы и грубые прикидки.

6. Пересмотр плана. Определив ресурсы, менеджер пересматривает план с точки зрения того, не пропущены ли какие-либо существенные дей-ствия, доведет ли план до поставленной цели, насколько план реали-стичен. При необходимости возможен возврат на начальные этапы процесса планирования.

7. Подготовка плана действий и определение сроков их осуществления. Подробно расписывается рабочий план и детализируется, кто и что бу-дет делать, с помощью каких средств и в какие сроки. Такие разработ-ки являются указаниями, которые дадут исполнителям возможность понять, что от них требуется, а для менеджера являются средством, по-зволяющим координировать и контролировать сложные многочислен-ные мероприятия.

8. Контроль над осуществлением плана и коррекция плана в случае необ-ходимости.

Разрабатывая план, менеджер сталкивается с рядом проблем и ограниче-ний, вызванных и связанных с рядом причин.

Рубрики: | Дата публикации: 07.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?