Понятие организационной структуры и проблемы структурного характера.
Структура организации является элементом ее внутренней среды.
Структура – это система взаимоотношений между должностями и людь-ми в организации. Структура включает в себя все средства, с помощью кото-рых различные виды деятельности распределяются между частями организа-ции, и с помощью которых их функционирование координируется.
Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Под структурой организации понимается ее архитектоника, наличие отдельных частей и соот-ношения между ними, степень жесткости/гибкости организационной конфигу-рации, типы взаимодействий между внутренними элементами.
Структура позволяет осуществлять управление и служит основой поряд-ка и дисциплины, благодаря чему действия организации могут планироваться, организовываться, направляться и координироваться.
Исследования Бернса показали, что работа в организации может быть разделена и скоординирована различными способами. Но для того, чтобы орга-низация функционировала эффективно, ее структура должна соответствовать определенным обстоятельствам и условиям, сложившимся в данной организа-ции. Таким образом, то, что является оптимальным для одой организации, мо-жет не быть таковым для другой, то, что хорошо для организации в настоящее время, может не устроить ее в будущем.
Эти утверждения – основные положения ситуационной теории организа-ционной структуры. Эта теория направлена на изучение основных особенно-стей ситуации – особенностей самой организации и ее окружения, которые бу-дут определять тип структуры более или менее подходящий для этой организа-ции. К таким особенностям относятся:
? типы производимой продукции,
? используемые технологии,
? степень диверсифицированности организации,
? размеры организации.
Структура существует для того, чтобы работа в организации могла быть выполнена. Однако, сама структура может порождать проблемы, препятст-вующие выполнению работ. Все зависит от того, насколько выбранная струк-тура подходит для организации и насколько полно она реализована.
Особенность структурных проблем – они не всегда проявляются как структурные. Симптомами структурных проблем могут быть:
? низкая мотивация персонала,
? запоздалые и неправильные решения,
? конфликты и слабая координация,
? рост расходов,
? неадекватная реакция на изменение обстоятельств.
Проблемы структурного характера могут особенно явно проступать в пе-риоды перемен, когда организация:
? расширяется,
? сокращается,
? изменяет ассортимент выпускаемой продукции,
? изменяет сферу деятельности,
? изменяет географию функционирования.
Проблемы также часто возникают, когда преобразование организацион-ной структуры проходит неразумно, а также проявляются, когда структурные изменения запаздывают, или перестройка структуры является неудачной.
Очевидными аспектами организационной структуры являются разделе-ние труда и группирование работ и людей по подразделениям и иерархия от-ношений отчетности, отражаемых на схеме организационной структуры.
Структура организации тесно связана с характерным для нее специфиче-ским разделением труда и требованиями построения системы контроля в орга-низации.
Любая организация имеет разделение труда, но не просто случайное рас-пределение работы между всем персоналом организации, а специализирован-ное разделение труда. Оно означает закрепление конкретной работы за тем че-ловеком, который лучше всех в организации сможет ее выполнить, то есть за специалистом. Примером может служить разделение управленческих функций между специалистами по финансам, производству, сбыту и т.д.
Структура определяет задачи и ответственность работников, рабочие ро-ли и взаимоотношения, коммуникации.
Важным аспектом организационной структуры является сфера контроля. Сфера контроля включает в себя совокупность лиц, подчиненных конкретному руководителю.
В зависимости от количества этих лиц, различают широкую и узкую сфе-ры контроля. О широкой сферой контроля принято говорить, если одному ру-ководителю подчиняется довольно большое количество людей, что в результа-те дает плоскую структуру управления. Если сфера контроля узкая, то есть каждому руководителю подчиняется мало людей, можно говорить о мно-гоуровневой (высокой) структуре.
При широкой сфере контроля организация имеет плоскую структуру управления, а при узкой – многоуровневую структуру.
На практике сфера контроля в организации часто варьируется в значи-тельной степени, как по уровням управления, так и по функциональным облас-тям.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 07.07.2010
Комментарии и Отзывы