Понятие менеджмента и управления

В зависимости от контекста ситуации под менеджментом может пони-маться:

1. функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнооб-разных ситуациях (management – управление);

2. область знаний, помогающих осуществлять функцию управления;

3. определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществля-ет работу по управлению.

Можно ли считать, что менеджмент и управление одно тоже? В общем смысле – да. Но есть два принципиальных отличия в трактовке и применении этих понятий:

1. говоря о менеджменте, представители западных школ почти всегда подразумевают фигуру менеджера – человека, субъекта управления, действующего в некоторой организации. В общем смысле они приме-няют термины «администрация», «администрирование», которые в большей степени отражают обезличенную систему управления;

2. когда говорят «менеджер», то по большому счету имеют в виду про-фессионального управляющего, прошедшего специальную подготовку, а не просто инженера или экономиста, занимающегося управлением.

Рассмотрим определения понятия управление.

Даль В.И.: «Управлять – править, давая направление, распоряжаться, заведовать, быть хозяином, распорядителем, заставлять идти правым, нуж-ным путем, следить, одолевать препоны, трудности, своеволие, успевая в этом, приводить все в порядок».

Кибернетика – наука о всеобщих законах управления дает следующее определение: «управление – целенаправленное воздействие на объект для изме-нения его состояния (поведения), сохранения определенной структуры, под-держания оптимального режима функционирования». Данное определение инвариантно и применимо к управлению объектами любого класса – техниче-скими, социальными, биологическими, экономическими.

Рубрики: | Дата публикации: 06.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?