Понятие культуры организации
Когда мы применяем понятие «культуры» к организациям, мы смотрим на идеи, убеждения, традиции и ценности, которые выражаются, например, в преобладающем стиле управления, в методах мотивации сотрудников, образе самой организации и тому подобном. Каждому, кто знаком с различными орга-низациями, известно, что они отличаются по атмосфере, методам выполнения работы, степени активности, индивидуальным целям. Все эти факторы зависят от истории организации, ее традиций, ее настоящего положения, технологии производства. В этом смысле культура магазина, торгующего в розницу, отли-чается от культуры нефтеперерабатывающего завода и от культуры футбольно-го клуба. Существуют различия и в каждой отрасли — между нефтяными кон-цернами «Эссо» и «Шелл», между магазинами «Маркс&Спенсер» и магазина-ми фирмы «Теско». Именно такие различия и будут предметом изучения это-го раздела.
Чтобы понять, что такое культура организации, необходимо рассмотреть методы выполнения работы и то, как обращаются с людьми в этой организа-ции.
«Чтобы улучшить смесь, сначала нужно выяснить ее состав.
Компании обладают культурой, так же как люди — индивидуальностью. Культура компании — это атмосфера инстинктивных убеждений, объектов повышенной чувствительности, героев, антигероев, достиже-ний, предостережений и приказов. Некоторые из этих черт, таких, как неврозы отдельных лиц, имеют такие глубокие корни, что их начало теряется во мгле прошедших событий, тогда как у других есть яркие и видимые причины.
Важным фактором в пользу знания культуры компании является то, что люди могут лучше уживаться в организации, или даже предсказать ее поведение, если они понимают ее культуру. Наказ «познай себя» — довольно труден для отдельной личности, которая давным-давно забыла, почему он или она, например, боится темноты, или почему он или она не любит людей с близко посаженными глазами. Корпоративная память еще более сложное явление. Те работники организации, которые помнят, почему большинство служащих в их ком-пании не носит голубые костюмы, или почему их организация не любит сдавать или брать здания внаем, ско-рее всего, ушли в отставку либо отделены ступенями служебной лестницы от тех, кто принимает решения, тре-бующие знания такой информации. Подобно неврастенику, компания редко знает о себе то, что ей необходимо знать. Проанализировать свое поведение отдельному лицу помогает лучший друг или семейный врач; для ком-пании это посторонний человек: вкладчик, журналист, аналитик или покупатель, цель которого выяснить, что представляет собой культура компании». (Н. Фой, 1981)
Организационная культура – совокупность традиций, ценностей, устано-вок, убеждений и отношений, которые создают всеобъемлющий контекст для всего, что делают и о чем думают люди, выполняя работу в организации. (Мак-Линн и Маршалл).
Организационная культура – это комплекс наиболее стабильно и про-должительно существующих характеристик организации.
Организационная культура объединяет ценности и нормы, свойственные для организации, стили процедуры управления, концепции технологического социального развития. Организационная культура задает пределы, в которых возможно уверенное принятие решения на каждом уровне управления, воз-можности рационального использования ресурсов организации, определяет от-ветственность, дает направление развития, регламентирует управленческую деятельность, способствует идентификации работников с организацией. Под влиянием организационной культуры складывается поведение отдельных ра-ботников. Организационная культура оказывает существенное влияние на эф-фективность деятельности организации.
В организациях имеются сложившиеся убеждения относительно того, как:
? должно осуществляться руководство;
? нужно награждать и контролировать работников;
? какова степень требуемой формализации;
? насколько основательно распланирована работа и на какое время;
? какое сочетание послушания и инициативы требуется от подчиненных;
? какое значение придается соблюдению часов работы, одежде, личным странностям;
? организовано делопроизводство, контроль счетов, подотчетных сумм;
? кто осуществляет контроль – комитеты или отдельные лица.
Основные параметры организационной культуры:
1. Акцент на внешних (обслуживание клиентов, ориентация на потреб-ности потребителя) или внутренних задачах. Организации ориентиро-ваны на удовлетворение потребностей потребителя, имеют значитель-ные преимущества в рыночной экономике, отличается конкурентоспо-собностью;
2. Направленность активности на решение организационных задач или на социальные аспекты функционирования организации;
3. Меры готовности к риску и внедрению нововведений;
4. Степень предпочтения групповых или индивидуальных форм приня-тия решения, то есть с коллективом или индивидуально;
5. Степень подчиненности деятельности заранее составленным планам;
6. Выраженное сотрудничество или соперничество между отдельными членами и группами в организации;
7. Степень простоты или сложности организационных процедур;
8. Мера лояльности работников в организации;
9. Степень информированности работников о их роли в достижении цели в организации.
Свойства организационной культуры:
1. Совместная работа формирует у коллектива представления об органи-зационных ценностях и способах следования этим ценностям.
2. Общность означает, что все знания, ценности, установки, обычаи ис-пользуются группой или трудовым коллективом для удовлетворения.
3. Иерархичность и приоритетность, любая культура представляет ран-жирование ценностей, часто главными для коллектива считаются абсо-лютные ценности общества.
4. Системность, организационная культура является сложной системой, объединяющей отдельные элементы в единое целое.
Влияние организационной культуры на деятельность организации прояв-ляется в следующих формах:
? идентификация сотрудниками собственных целей с целями организа-ции через принятие ее норм и ценностей.
? реализация норм, предписывающих стремление к достижению цели.
? формирование стратегии развития организации.
? единство процесса реализации стратегии и эволюции организационной культуры под влиянием внешней среды (меняется структура, следова-тельно, меняется организационная культура).
Культура организации – это ее «индивидуальность», характеризующая тот или иной способ выполнения работы. Каждая организация имеет свою спе-цифику.
Понимание культуры начинается через ее происхождение, технологии, яркие события.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 08.07.2010
Комментарии и Отзывы