Понятие культуры организации

Когда мы применяем понятие «культуры» к организациям, мы смотрим на идеи, убеждения, традиции и ценности, которые выражаются, например, в преобладающем стиле управления, в методах мотивации сотрудников, образе самой организации и тому подобном. Каждому, кто знаком с различными орга-низациями, известно, что они отличаются по атмосфере, методам выполнения работы, степени активности, индивидуальным целям. Все эти факторы зависят от истории организации, ее традиций, ее настоящего положения, технологии производства. В этом смысле культура магазина, торгующего в розницу, отли-чается от культуры нефтеперерабатывающего завода и от культуры футбольно-го клуба. Существуют различия и в каждой отрасли — между нефтяными кон-цернами «Эссо» и «Шелл», между магазинами «Маркс&Спенсер» и магазина-ми фирмы «Теско». Именно такие различия и будут предметом изучения это-го раздела.

Чтобы понять, что такое культура организации, необходимо рассмотреть методы выполнения работы и то, как обращаются с людьми в этой организа-ции.

«Чтобы улучшить смесь, сначала нужно выяснить ее состав.

Компании обладают культурой, так же как люди — индивидуальностью. Культура компании — это атмосфера инстинктивных убеждений, объектов повышенной чувствительности, героев, антигероев, достиже-ний, предостережений и приказов. Некоторые из этих черт, таких, как неврозы отдельных лиц, имеют такие глубокие корни, что их начало теряется во мгле прошедших событий, тогда как у других есть яркие и видимые причины.

Важным фактором в пользу знания культуры компании является то, что люди могут лучше уживаться в организации, или даже предсказать ее поведение, если они понимают ее культуру. Наказ «познай себя» — довольно труден для отдельной личности, которая давным-давно забыла, почему он или она, например, боится темноты, или почему он или она не любит людей с близко посаженными глазами. Корпоративная память еще более сложное явление. Те работники организации, которые помнят, почему большинство служащих в их ком-пании не носит голубые костюмы, или почему их организация не любит сдавать или брать здания внаем, ско-рее всего, ушли в отставку либо отделены ступенями служебной лестницы от тех, кто принимает решения, тре-бующие знания такой информации. Подобно неврастенику, компания редко знает о себе то, что ей необходимо знать. Проанализировать свое поведение отдельному лицу помогает лучший друг или семейный врач; для ком-пании это посторонний человек: вкладчик, журналист, аналитик или покупатель, цель которого выяснить, что представляет собой культура компании». (Н. Фой, 1981)

Организационная культура – совокупность традиций, ценностей, устано-вок, убеждений и отношений, которые создают всеобъемлющий контекст для всего, что делают и о чем думают люди, выполняя работу в организации. (Мак-Линн и Маршалл).

Организационная культура – это комплекс наиболее стабильно и про-должительно существующих характеристик организации.

Организационная культура объединяет ценности и нормы, свойственные для организации, стили процедуры управления, концепции технологического социального развития. Организационная культура задает пределы, в которых возможно уверенное принятие решения на каждом уровне управления, воз-можности рационального использования ресурсов организации, определяет от-ветственность, дает направление развития, регламентирует управленческую деятельность, способствует идентификации работников с организацией. Под влиянием организационной культуры складывается поведение отдельных ра-ботников. Организационная культура оказывает существенное влияние на эф-фективность деятельности организации.

В организациях имеются сложившиеся убеждения относительно того, как:

? должно осуществляться руководство;

? нужно награждать и контролировать работников;

? какова степень требуемой формализации;

? насколько основательно распланирована работа и на какое время;

? какое сочетание послушания и инициативы требуется от подчиненных;

? какое значение придается соблюдению часов работы, одежде, личным странностям;

? организовано делопроизводство, контроль счетов, подотчетных сумм;

? кто осуществляет контроль – комитеты или отдельные лица.

Основные параметры организационной культуры:

1. Акцент на внешних (обслуживание клиентов, ориентация на потреб-ности потребителя) или внутренних задачах. Организации ориентиро-ваны на удовлетворение потребностей потребителя, имеют значитель-ные преимущества в рыночной экономике, отличается конкурентоспо-собностью;

2. Направленность активности на решение организационных задач или на социальные аспекты функционирования организации;

3. Меры готовности к риску и внедрению нововведений;

4. Степень предпочтения групповых или индивидуальных форм приня-тия решения, то есть с коллективом или индивидуально;

5. Степень подчиненности деятельности заранее составленным планам;

6. Выраженное сотрудничество или соперничество между отдельными членами и группами в организации;

7. Степень простоты или сложности организационных процедур;

8. Мера лояльности работников в организации;

9. Степень информированности работников о их роли в достижении цели в организации.

Свойства организационной культуры:

1. Совместная работа формирует у коллектива представления об органи-зационных ценностях и способах следования этим ценностям.

2. Общность означает, что все знания, ценности, установки, обычаи ис-пользуются группой или трудовым коллективом для удовлетворения.

3. Иерархичность и приоритетность, любая культура представляет ран-жирование ценностей, часто главными для коллектива считаются абсо-лютные ценности общества.

4. Системность, организационная культура является сложной системой, объединяющей отдельные элементы в единое целое.

Влияние организационной культуры на деятельность организации прояв-ляется в следующих формах:

? идентификация сотрудниками собственных целей с целями организа-ции через принятие ее норм и ценностей.

? реализация норм, предписывающих стремление к достижению цели.

? формирование стратегии развития организации.

? единство процесса реализации стратегии и эволюции организационной культуры под влиянием внешней среды (меняется структура, следова-тельно, меняется организационная культура).

Культура организации – это ее “индивидуальность”, характеризующая тот или иной способ выполнения работы. Каждая организация имеет свою спе-цифику.

Понимание культуры начинается через ее происхождение, технологии, яркие события.

Рубрики: | Дата публикации: 08.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?