Понимание невозможно без сопереживания, сострадания (через перевоплощение, воображение и интуицию)
Прекрасно сказал кинорежиссер Г.Козинцев: понять – это не просто усвоить (дойти умом); по-нять – это значит «почувствовать всем своим существом так, чтобы всё иное стало стыдным, невозможным».
Итак, знанию условно соответствует
S ® O ,
а пониманию S « S .
Одухотворять можно и природу. Но этим мы переводим природные явления в наш мир, причем в его эстетическую сферу, сферу вооб-ражения. Вспомним лермонтовские строки:
Скажи мне, ветка Палестины,
Где ты росла, где ты цвела,
Каких холмов, какой долины
Ты украшением была?
У вод ли чистых Иордана
Востока луч тебя ласкал,
Ночной ли ветр в горах Ливана
Тебя сердито колыхал?
Молитву ль тихую читали
Иль пели песни старины,
Когда листы твои сплетали
Солима бедные сыны?
И пальма та жива ль поныне?
Все так же ль манит в летний зной
Она прохожего в пустыне
Широколиственной главой?
Или в разлуке безотрадной
Она увяла, как и ты,
И дольний прах ложится жадно
На пожелтевшие листы…
19
Поведай: набожной рукою
Кто в этот край тебя занес?
Грустил он часто над тобою?
Хранишь ты след горючих слез?
Иль божьей рати лучший воин
Он был, с безоблачным челом,
Как ты, всегда небес достоин
Перед людьми и божеством?….
Заботой тайною хранима
Перед иконой золотой
Стоишь ты, ветвь Ерусалима,
Святыни верный часовой.
Прозрачный сумрак, луч лампады,
Кивот и крест, символ святой….
Все полно мира и отрады
Вокруг тебя и над тобой.
Философская герменевтика
Герменевтика (от Гермеса — толкователе воли бо-гов) означает «разъясняю», «истолковываю».
Философская герменевтика провозглашается уни-версальной философией нашего времени, призванной дать ответ на вопрос, как возможно понимание окру-жающего нас мира и как в этом понимании воплощает-ся истина бытия. Этот вопрос рассматривается как ос-новной вопрос философии.
Признанный лидер философской герменевтики Ханс Георг Гадамер (р. 1900). Герменевтику он рас-сматривает как практику.
Проблема языка. Язык — центр бытия человека Мы окружены языком. Мир языка — мир, в котором мы жи-вем. Язык — человеческая коммуникация, беседа, диа-лог. Смысл мира раскрывается не в монологе, а в диалоге. Диалог — сущность языка. Он самостоятелен, непредсказуем.
Особым видом диалога является философия. Фи-лософия — и вопрос и диалог, беседа, ничего не остав-ляющая без внимания, затрагивает проблему причин-ности в истории. История — дорога познания истины. Истина, нескрытость языка, речи, понимания, раскры-вается лишь в процессе диалога.
Понятия язык, бытие, время, историчность высту-пают у Гадамера как синонимы. По мнению Гадамера, понимание задано традицией, в рамках которой можно жить и мыслить.
Пониманию предшествует предпонимание. Герме-невтика не результат, а путь к знанию, сама практика получения истины.
Понимание и интерпретация — два основных поня-тия герменевтики.
Человек есть существо, бытие которого заключено в понимании. Интерпретация — проникновение вглубь смысловой структуры текста.
П. Рикер поставил задачу разработать своего рода обо6щающую концепцию (философскую) человека XX века. Он исследует все значительные — течения и на-правления XX века и стремится согласовать их в мно-гоплановой и многогранной концепции феноменологи-ческой герменевтики.
Рикер переносит вопрос о герменевтике в онтоло-гическую плоскость. Он разрабатывает ее как способ бытия. Он надеется преодолеть крайности объекти-визма и субъективизма, натурализма и антропологиз-ма, сциентизма и антисциентизма, противоречия меж-ду которыми привели философию к глубокому кризису.
Одной из главных проблем феноменологической герменевтики является вопрос о человеке, как субъек-те интерпретации и об истолковании как преимущест-венном способе включения индивида в культуру как основу его деятельности. Именно человек, как субъект культурно-исторического творчества реализует связь времен.
Идею о троичности настоящего, которую развивает Августин в «Исповеди», П. Рикер считает гениальной. Идея герменевтического круга (связи целого и части). Понимание текста — движение по кругу, от целого к части, от части к целому. Текст — это часть во всем творчестве автора. Идея круга предполагает, что надо иметь представление о том, что нужно сделать.
Рикер предлагает «спиралевидную» интерпретацию исторических текстов и предпочитает говорить не о герменевтическом круге, а о герменевтической ду-ге, берущей начало в жизни:
1) происходящей в изучаемом произведении,
2) в жизни его читателя;
3) возвращающейся в жизнь дважды в произведе-нии.
Этапы герменевтического познания:
1) реконструкция действий и страданий людей, свя-занных с глубиной их жизни,
2) способность автора воспроизводить все это (средства представления),
3) восприятие произведения интерпретатором (ак-туализация, выявление духовных ценностей и идеа-лов).
Для герменевтики важно уяснить пересечение ми-ра текста и мира интерпретатора.
Один из наиболее ярких и оригинальных мыслите-лей послевоенной Европы — Мишель Фуко; необходимо с помощью герменевтики изучать и усиливать разные формы индивидуального опыта, чтобы узнать, можно ли мыслить и делать иначе.
Рубрики: Философия | Дата публикации: 02.07.2010
Комментарии и Отзывы