Политическое сознание и ментальность.
Одной из важных характеристик политической жизни общества является такое сложное, многомерное и неоднозначное понятия, как политическое сознание.
Наиболее распространенным является толкование ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ как совокупности взглядов и установок, которые характеризуют отношения людей к государству, партиям, общественно-политическим организациям, политическим ценностям и целям развития, традициям и нормам политической жизни.
Сознание является отображением реалий бытия: уровня развития продуктивных сил, особенностей общественно-политической структуры и системы общественного отношения, уровня образования и культуры.
Психическую основу политического сознания составляют знания, эмоции и оценки, интеллектуальные структуры, мыслительные операции, ориентированные на сферу политических отношений и институтов, социальных норм, ролей, процессов. Во всех психических компонентах политического сознания находит свое отображение духовно усвоенный мир политики.
Политическое сознание является субъективным образом политического бытия. Оно «вырабатывается», создается субъектами политики в процессе политической деятельности, взаимоотношений между ними, через причастность к политической сфере.
Политическая деятельность является предметной, ее «предметами» выступают отношения и институты, нормы и ценности, позиции, роли, статусы, идеологические лозунги и программы, в которых воплощается и функционирует публичная власть общества, организованного в государство. Но эта деятельность является производной политического сознания. По своему психическому механизму она есть идентичной процессу отражения в общественном сознании политической сферы общества.
Политическое сознание возникает в процессе практично-деятельностного усвоения людьми особой формы социальной культуры общества — политики. Способ организации деятельности в сфере политики (ее субъекты, цели, направления, средства и методы реализации) влияют на «анатомию» политического сознания.
Политическое сознание возникает в связи с расслоением общества на сословия, обострения борьбы между ними за власть. Итак, политическое сознание — сознание сословное, и это есть его важной социально-исторической чертой.
Соответственно этому выделяют политическое сознание рабовладельцев и рабов, феодалов и зависимых от них крестьян, буржуазии и рабочих. Однако структура политического сознания не ограничивается таким делением.
Во-первых, политическое сознание сословий не является рафинированной и монолитной. Оно складывается под влиянием материальных, политических, идеологических зависимостей и факторов в границах соответствующей общественно-экономической формации.
Во-вторых, общество делится не только на сословия. Его структура намного более сложная и включает в себя большое количество разных общественных групп, которые могут существенно отличаться, и — иметь абсолютно не похожее политическое сознание. Итак, носителями политического сознания, кроме общества, сословий и других есть также разные группы людей, которые объединяются на профессиональной, политической, этнической, конфессионной, демографической основе и т.п..
Принимая во внимание последнее, укажем, что есть групповое и индивидуальное политическое сознание. Соотношения между политическим сознанием общества, группы, индивида можно характеризовать с помощью схем: «общее — особое — единичное» и «целое — часть».
Политическое сознание общества интегрирует групповое и индивидуальное сознание, формирует и регулирует функционирование последних. В этом аспекте политическое сознание общества является нормативным, поскольку «принуждает», регулирует политическое поведение, так сказать, неформальным путем (в отличие от регулирующей силы законодательства).
Процесс формирования политического сознания общества не является простым, арифметическим процессом складывания индивидуальных политических сознаний граждан. Во время соотношения «единиц» политического сознания такие элементы выделяются, кристаллизуются определенным образом и складываются в систему, которая является ядром политического сознания общества.
Взаимное преобразование множества индивидуальных сознаний в общественное сознание и наоборот осуществляется благодаря политической коммуникации (обмена социальной информацией). В таком измерении политическое сознание находит свое отображение в познавательной деятельности, результатом которой есть получение информации о сущности политической сферы, ее законов, связей с другими сторонами (околицами) жизни общества.
Познание политического мира проходит на эмпирическом и теоретическом уровне, при этом данные процессы развиваются параллельно.
Эмпирический уровень политического сознания фиксирует преимущественно внешние аспекты событий и явлений, которые происходят на поверхности общественной жизни (политических отношений, институтов). Этот уровень принято оценивать как такой, что отвечает будничному политическому сознанию. В нем концентрируется богатый жизненный опыт участников политической коммуникации и взаимодействия.
Будничное, практически-политическое сознание создает информационную базу для обобщения, на основе которого синтезируются политико-теоретические модели. Носителями будничного политического сознания являются все члены общества, которые могут нормально, рационально мыслить.
Политико-теоретическое сознание выходит на уровень обобщений, анализа механизмов управления политической сферой общества. Такой уровень политического сознания не является общедоступным. Он характерный для специфической, высококвалифицированной деятельности политических мыслителей (идеологов, научных работников и т.п.). Сутью теоретической политической деятельности являются исследования места политики в обществе, сущности и форм ее проявлений в публичной власти, государственности и т.д.
Теоретическое и будничное политические сознания соотносятся не только как такие, что находятся на разных уровнях познания мира. Они связаны также функцией зависимости, в которой практические образования очерчивают границы теоретических конструкций.
Однако политико-теоретическое сознание, находясь в зависимости от будничного, практически-политического сознания, не детерминируется последним полностью и однозначно. Вся проблема состоит в умении, воле и таланте противостоять определенному влиянию будничного сознания на теоретическое, отдавая надлежащее сущности и специфике проявлений практически-политического массового сознания.
Рассмотрев основные виды политического сознания, следует назвать и два основных типа политического сознания: государственное (этатизм) и антигосударственнуое (анархизм).
Этатистский тип политического сознания исходит с точки зрения того, что интересы государства являются высочайшими, оно должно быть монополистом публичной власти и благодетелем (величайшие представители этой концепции — Н.Макиавелли, Т.Гоббс, Г.-В.-Ф. Гегель).
В отличие от этатистской, анархистское политическое сознание характеризуется непринятием всех политико-юридических норм. Политическая власть считается злом, а государство — эксплуататором и врагом свободы (главные идеологи этой концепции — П.-Ж.Прудон, М.Штирнер, М.Бакунин).
Глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включая и безсознательное, характеризуется термином МЕНТАЛЬНОСТЬ, под которой понимают совокупность готовностей, социальных установок и склонностей к действиям, мышление и чувств, восприятие мира таким или иным образом.
Ментальность формируется под влиянием социокультурных факторов: традиций, культуры, социально-политических структур и институтов общества.
Однако и ментальность выступает как фактор формирования общественного сознания и источник культурно-исторической динамики.
Если общественное, в том числе политическое сознание является регулятором политического поведения субъектов общественной жизни, то ментальность является внутренней характеристикой субъекта политики — нации, социальной или демографической группы и т.п.
Важной чертой ментальности и политической культуры вообще есть национальный характер, который рассматривается исследователями через призму историко-культурных традиций, общественно-политической практики и индивидуального способа мышления. По аналогии с индивидуальным характером национальный характер можно было бы толковать как комплекс типичных образцов поведения, которые регулируют поведение нации на протяжении продолжительного времени.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ — система теоретичес¬ких и обыденных знаний, оценок, настроений и чувств, посредством которых происходит отражение социальны¬ми субъектами (индивидами, группами) сферы полити¬ческой жизни.
Сущность политического сознания — ре¬зультат и процесс восприятия и осмысления политичес¬кой реальности с учетом социальных интересов людей.
Содержанием политического сознания выступают поли¬тические идеи, теории, взгляды, интересы, настроения и чувства людей, испытывающих влияние политики.
Специфика политического сознания состоит в:
• высокой степени выражения и отражения социаль¬но-классовых интересов людей;
• активном влиянии политики на другие формы об¬щественного сознания (право, мораль, религию, на¬уку, искусство и философию).
Политическое сознание выполняет определенные фун¬кции.
*Его познавательная функция призвана описы¬вать систему знаний об окружающей политической дея¬тельности людей.
*Оценочная функция способствует ори¬ентации людей в политической жизни, оценке полити¬ческих событий.
*Регулятивная функция предоставляет людям ориентиры, позволяющие правильно осмыслить их участие в политической деятельности.
*Интегрирую¬щая функция способствует объединению социальных групп общества на базе общих ценностей, идей, устано¬вок.
*Прогностическая функция создает основу для пред¬видения содержания и характера развития политичес¬ких явлений и процессов.
*Нормативная функция по¬литического сознания служит основой для формирова¬ния общепринятого образа политического будущего.
МЕНТАЛИТЕТ НАЦИОНАЛЬНЫЙ:
а) свойствен¬ный данной этнической общности стиль жизни, куль¬туры;
б) присущая данной нации система ценностей, взглядов, мировоззрения, черт характера, норм поведе¬ния.
Менталитет национальный характеризуется:
*устой¬чивостью,
*неизменностью,
*постоянством,
*консерватизмом.
Он слабо подвержен воздействию извне, попыткам иде¬ологического, административного, правового или управ¬ленческого давления.
На индивидуальном уровне этнический менталитет формируется в процессе обучения и воспитания, саморе¬ализации личности, выбора своей роли, усвоения ею национальной культуры, идентификации себя с ближай¬шим социальным, этническим окружением. Как элемент духовной жизни менталитет национальный тесно свя¬зан с формированием национального самосознания и на обыденном уровне нередко носит мистический эмоцио¬нальный или религиозный характер. С учетом индиви¬дуальных психологических особенностей, темперамента и черт характера личностное восприятие и усвоение ду¬ховной культуры своего этноса и соответственно мента¬литет национальный может иметь двойственное значе¬ние:
*полное принятие элементов культуры и духовных ценностей на веру или, наоборот,
*слишком рациональ¬ное, критическое к ним отношение и усвоение.
В зависимости от личной позиции, особенностей вос¬приятия и усвоения культурных ценностей и склада мышления может сформироваться различный уровень идентификации представителя той или иной народно¬сти или группы со своим национальным и социальным окружением. Исследование менталитет национальный в рамках предмета этнопсихологии (политической психологии) имеет важное значе¬ние для определения степени сплоченности, интеграции, этнической общности, группы, а также осознание места и роли личного «Я» в системе категорий «Мы» — «Они», «свои» — «чужие».
Подводя итоги, скажем, что, что политико-психологическая культура общества является важным фактором и механизмом политической социализации, а также и регенерации и развития политической сферы общества.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 17.07.2010
Комментарии и Отзывы