Отсутствие знаний
«Невежество» же подразумевало не только отсутствие знаний, но вместе с тем непонимание своего долга перед государством.
Русским классицистам была близка борьба просветителей против церкви и церковной идеологии. Но если на Западе имела место защита принципа веротерпимости, иногда атеизма, то русские классицисты в первой половине XVIII в. обличали невежество и грубые нравы духовенства, защищали науку от церковных преследований. В России была известна просветительская мысль о природном равенстве людей. Но русские классицисты не ставили требование равенства всех сословий перед законом.
М.В. Ломоносов, А.Д. Кантемир (1709-1744), А.П. Сумароков (1717-1777) решали не только задачу создания нового направления, но и осуществляли реформу литературы. Творческий метод классицизма строился на основе рационалистического мировоззрения. Для каждого жанра существовали четкие правила, которые нужно было выполнять (“чистота жанра”). Высокие жанры – это ода, эпическая поэма, похвальная речь; низкие жанры – комедия, басня, эпиграмма. Трагедия тяготела к высоким жанрам, сатира – к низким.
В высоких жанрах изображались «образцовые» герои – монархи, полководцы, которые могли служить примером для подражания (Петр I—самый популярный). В низких жанрах выводились персонажи, охвачен¬ные той или иной «страстью». Выделялись различные типы человеческих страстей и добродетелей: скупец, ханжа, щеголь, хвастун. Категорически запрещалось объединять в одном характере разные страсти, тем более порок и добродетель.
В 80 — 90-е годы XVIII в. под благотворным влиянием просветительских идей наступает новая ступень в развитии русского классицизма, для которой характерен более глубокий и смелый общественный пафос литературных произведений. Особое развитие получил жанр комедии. В комедиях обли¬чались не страсти отдельных людей, а помещичий произвол, продажное судопроизводство, хищничество и взяточничество чиновников. Эти тен¬денции ярко воплотились, а творчестве Дениса Ивановича Фонвизина (1745-1792). Его пьеса «Недоросль» (1782) – первая социально-политическая комедия на русской сцене.
На конец XVIII в. – начало XIX в. приходится поэтическое творчество Гаврила Романовича Державина (1743-1816). Его поэзии свойственен высокий гражданский пафос: смелое обличение фаворизма при дворе, праздности, пьянства среди вельмож, прославление русских воинов и полководцев. Заслугой Державина была демократизация поэтического сло¬ва.
На рубеже XVIII — XIX вв. в русской литературе формируется сентиментализм – направление, отмеченное эмоциональным восприятием окру¬жающего мира, повышенным интересом к человеческому чувству.
Рубрики: Культура | Дата публикации: 28.06.2010
Комментарии и Отзывы