Отражение религиозной политики инков в мифе о Виракоче

Носков Дмитрий Владимирович

Студент

Пермский государственный университет им. А. М. Горького, историко-политологический факультет, г. Пермь, Россия E-mail: nodim@list.ru

Миф о Виракоче занимал ключевое положение в мифологическом пространстве инков в имперский период. Виракоча является демиургом в мифах населения Центрального андского нагорья, при этом первое его изображение присутствует, по мнению большинства исследователей, на Воротах Солнца в Тиауанако, и тем самым датируется третьей четвертью I тыс. н.э.

«..религия была для инков одним из важнейших инструментов укрепления империи, и необходимые меры в этой области принимались уже в ранний период формирования испанского государства» (Ракуц, 2006, с. 49). Цель данного исследования – проследить влияние инков на религиозную сферу в Центральных Андах на примере культа Виракочи.

В историографии вопрос о месте Виракочи в инкском пантеоне имеет различные подходы. В науке существуют четыре основные точки зрения, касаемых природы андского демиурга:

1. Виракоча и Пачакамак (демиург побережья Центральных Анд) тождественны друг другу в пантеоне инкской империи. Виракоча-Пачакамак – создатель вселенной и человека, невидимый и неосязаемый дух, заимствованный инками у других индейцев, при этом Виракоча – приватный идол исключительно одних инков. Виракоча-Пачакамак – хозяин окружающего пространства-времени (Кузьмищев В.А, 1982, с. 92-97; Юревич В.А., 2004, с. 71-72).

2. Виракоча и Инти (солнечный бог инков) тождественны друг другу в пантеоне инкской империи. Слияние демиурга и солярного божества как результат отражения

ухода от «лунного календаря и обращение к более прогрессивному – солнечному»

(Ершова Г.Г., 2007, с. 23-240). Виракоча — солнечное божество или «человек Солнца», который, выполнив свою миссию по оккультированию людей, удалился в дом своего отца (Спенс Л., 2005, с. 320).

3. Виракоча как составная часть трехчленного главы (Солнце/Виракоча/Пачакамак) панперуанского политеистического пантеона, при этом подчеркивается слияние функций главных божеств империи, и выделяются тенденции к монотеизму в инкской религии. «На побережье и в прилегающих горных областях Пачакамак считался верховным главой уака и занимал такое же положение, какое отводилось Солнцу/Виракоче в Куско» (Березкин Ю.Е., 1991, с. 148-155; Demarest A., 1981). Переплетение функций Виракочи, Инти и Пачакамака в период инкской империи отмечает и Г. Уртон (2005, с. 84-87). «Видимый образ Виракочи – Солнце, место его поклонение – храмовый комплекс Пачакамак» (Кенделл Э., 2005, с. 213), хотя Кенделл, ссылаясь на М. де Муруа и Т. Зуидему, говорит о более высоком статусе Виракочи над Инти (2005, с. 213-215).

4. Виракоча абсолютно автономный бог по отношению как к Инти, так и к

Пачакамаку (Стингл М., 1986, с.182; Салливан У., 2000).

Для прояснения природы бога разбирается его этимология. Рассматриваются две точки зрения на трактовку имени: 1. Основанная на переводе с кечуа (C.R. Markham, 1873, introduction). Восходит к хронистам, поддержана большинством ученых. Согласно ей:

«Виракоча» означает «морская пена». 2. Основанная на переводе с аймара (в связи с огромным культурным влиянием Тиауанако, многие религиозные термины инкской империи на аймара). У. Салливан (М., 2000, с. 128-130), основываясь на рассмотрении ключевых мифов с помощью астрономических категорий и на лингвистическом анализе данного слова, выдвинул версию, что «Виракоча» означает отношение двух абстрактных плоскостей, наклонение эклиптики к экватору («вира» — «наклоненную плоскость небесного моря»). Согласно Салливану, Виракоча – символ земледельческого образа

жизни (нашедший отражение в государственной идеологии), для регуляции которого необходимы развитые астрономические представления (календарная система).

Фиксируются и анализируются все основные случаи из истории и мифологии Центральноандского региона, в которых задействован «Виракоча»: Кон Тики (или Тунапа); Конирая; восьмой правитель инков; помощники при нападении чанков; Имайамане и Топако – дети Кон Тики; бог первой и второй «Мировых эпох» Гуамана Помы (1613, с. 48-58). На территории инкской империи выделяются две основные группы описания деятельности Виракочи: 1. региональная, без значительного влияния инков (ярко зафиксирована в «Рукописи Уарочири»); 2. государственная (Ciesa de Leon P.; J. de Betanzos,1996).

Проверяются версии планетарного выражения бога: 1. Солнце (Ершова Г.Г., 2007, с.

23-24; Кенделл Э., 2005, с. 213); 2. Сатурн (Салливан, 2000, с. 108). Вторая точка зрения более обоснована, т.к. Виракоча – гермафродитное божество (а Солнце – мужское начало), что подтверждают его изображения на Воротах Солнца в Тиауанако, на космологическом рисунке Пачакути Ямки (рис. дан по: Кенделл Э., 2005).

Прослеживается эволюция образа Кон-Тики Виракочи от Тиауанако до инкской империи, основные тенденции которой – усиление абстрактности демиурга, вплоть до

«призрака» Инки Гарсиласо (1974, с. 78), «изначальной идеи» М. Стингла (1986, с. 180), что нашло свое закрепление на космологическом рисунке Пачакути Ямки (Виракоча дан в образе овала, который расположен на самом верху по центру).

Анализируются три версии времени распространения культа Кон-Тики Виракочи: 1. Культ поднят в результате реформы Инки Пачакути; 2. Культ понижен в статусе за счет культа Инти; 3. Культ Виракочи естественно развивался в империи со времен Тиауанако, не претерпев значительных изменений.

Делается вывод, что культ Виракочи в инкской империи был скорректирован инками (государственные отличались от региональных вариантов) в политических целях (с акцентом в сторону абстрактности) для придачи легитимности своей власти. Виракоча как символ земледельческого образа жизни, мира, равновесия, носитель цивилизаторской миссии (в т.ч. глубоких знаний в земледелии и астрономии), которая перешла к инкам.

Литература

1. Ершова Г.Г. (2007) Древняя Америка. Т. 1. Северная и Южная Америка. М.

2. Инка Гарсиласо де ла Вега. (1974) История государства Инков. М.

3. Березкин Ю.Е. (1991) Инки: исторический опыт империи. Л.

4. Кенделл Э. (2005) Инки. М.

5. Кузьмищев В. А. (1982) Царство сынов Солнца. М.

6. Мифы Центральной и Южной Америки. (2004) М.

7. Ракуц Н.В. (2006) Религиозная политика инков и маргинальные группы населения империи // Власть в аборигенной Америке. М.

8. Салливан У. (2000) Тайны инков. Мифология, Астрономия и Война со Временем. М.

9. Спенс Л. (2005) Мифы инков и майя. М.

10. Стингл М. (1986) Государство инков: слава и смерть сыновей солнца. М.

11. Уртон Г. (2005) Мифы инков. М.

12. Юревич В.А. (2004) Астрономия доколумбовой Америки. М.

13. Ciesa de Leon Pedro. La cronica del Peru //

http://www.artehistoria.jcyl.es/cronicas/contextos/10083.htm

14. Clements R. Markham (1873, Narratives of the Rites and Laws of the Yncas, London http://www.sacred-text.com/nam/inca/rly/rly1.htm)

15. Demarest A. (1981) Viracocha. Cambridge.

16. Guaman Poma.(1613) Nueva Coronica // http://www.kb.dk/elib/mss/poma/indices/indice- en.htm#

17. Juan de Betanzos. (1996) Narrative of the Incas. Austin.

Рубрики: | Дата публикации: 11.07.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии