Отличительные особенности вероучения культа православия и католицизма.
Несмотря на то, что в течение многих веков православная и католическая церкви вели острую полемику по многим догматическим вопросам, обвиняя друг друга в ереси, следует все же отметить, что сохранились сходства как в культовой практике, так и в элементах вероучения. Так, и православие, и католицизм признают два источника вероучения: Священное Писание и Священное Предание. Священное Писание — это Библия. Священное Предание, как считается, содержит те положения христианского учения, которые апостолы передали своим ученикам лишь в устной форме. Поэтому в течение нескольких столетий они сохранялись в церкви как устное предание и только позднее были зафиксированы в трудах Отцов церкви – видных христианских писателей II – V вв. В отношении к Священному Преданию между православными и католиками имеются существенные различия: православие признаёт решения только семи Вселенских соборов, а католики – двадцати одного собора, решения которых не признавались ортодоксами и были названы «вселенскими» католической церковью. Еще до официального разделения церквей в 1054 г. между восточной и западной ветвями христианства накопились суще¬ственные различия. Они продолжали нарастать и после того, как возникли две самостоятельные христианские церкви. Если вы бывали в православном и католическом храмах, то не могли не обратить внимание на разницу в богослужениях, архитектуре и внутреннем их устройстве. В католическом костеле (слово костел пришло к нам из польского языка, оно тождественно русскому понятию церковь. Это заимствование объясняется тем, что Польша — наиболее близкая к России католическая страна. Однако не всякий католический храм уместно называть костелом. К храмам Запад¬ной Европы этот термин обычно не применяется) нет иконостаса, который отделяет алтарь от той час¬ти храма, где находятся верующие, зато, как правило, множе¬ство скульптур, картин и витражей. На службах у католиков играет орган, а в православном храме звучат только человечес¬кие голоса. В костеле сидят, а в православной церкви стоят во время богослужения. Католики крестятся всеми прямыми пальцами слева направо, а православные справа налево и сло¬женными тремя и т.д.
Но все это — как бы внешняя сторона, отражение более глубоких разногласий и споров. Рассмотрим самые главные от¬личительные черты католической догматики, устройства церк¬ви, богослужения. Заметим, что эти различия перечисляются отнюдь не с целью подчеркнуть дистанцию между двумя вет¬вями христианства. Вопрос о том, как молиться, креститься, сидеть или стоять в храме, более серьезные догматические спо¬ры не должны становиться поводом для вражды между людь¬ми. 11росто желательно знать и понимать особенности разных вероисповеданий, что поможет нам взаимно уважать право каждого народа и отдельного человека следовать вере своих отцов.
Начнем с самого термина католический. В переводе с гре¬ческого он означает всеобщий, вселенский. Католической до раскола называли всю христианскую церковь, и западную, и во¬сточную, подчеркивая ее всемирный характер. Но исторически это название позже закрепилось за западной ветвью христианства. В течение всей своей истории западная римская католи¬ческая церковь действительно стремилась стать выразительни¬цей интересов всех христиан, т.е. претендовала на мировое гос¬подство.
С главным догматическим различием вы уже знакомы: это представление католиков о том, что Святой Дух (третье лицо Святой Троицы) исходит от Бога-Отца и Бога-Сына (филиокве). Проблема осложнилась тем, что в христианской бого¬словской науке никогда не существовало единства в вопросе о том, как правильно трактовать это исхождение, которое впол¬не логично считали непостижимым для человеческого ума. Кро¬ме того, греческий глагол «исходить», использованный в Сим¬воле веры, был переведен на латинский язык как ргосеdо (букв. выступать, идти далее, продолжаться), что не совсем соответ¬ствовало значению греческого слова.
Непосвященному человеку это различие кажется не столь уж важным, однако для богословской концепции той и другой христианских церквей оно в высшей степени существенно: именно из него вытекают многие иные догматические разно¬чтения.
Важный специфический догмат католичества — учение о «сверхдолжных делах» (так называемый догмат о «запасе добрых дел»). Согласно этому положению, за дол¬гое время существования церкви накопился «излишек добрых дел», совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святы¬ми. Римский папа и церковь распоряжаются этим богатством на Земле и могут распределять его среди тех верующих, ко¬торые в нем нуждаются — считали католические богословы. Как правило, в этом «излишке» более других заинтересованы грешники, стремящиеся к искуплению своих грехов. В като¬личестве, как и православии, священник может после исповеди и покаяния отпускать грехи прихожанам данной ему от Бога духовной властью. Но это еще не полное прощение, так как оно не гарантирует избавления грешника от возможного возмездия за грех на земле и «на том свете» сразу после смерти. Поэтому из теории «сверхдолжных дел» родилась практика выдачи индульгенций (с лат. indulgentia милость, прощение), т.е. специальных папских грамот, свидетельствующих о пол¬ном отпущении как совершенных, так и несовершенных гре¬хов за счет «перечисления на ваш счет» части «излишка». Сначала индульгенции выдавали за какие-либо церковные зас¬луги кающегося, но идея была доведена до логического кон¬ца, когда церковь стала просто продавать эти бумаги за деньги. Такая торговля несравненно обогатила церковь, но вызывала бурную критику многих современников — ведь безнравствен¬ность в подобной практике, действительно, очевидна. Именно протест против продажи индульгенций был главным толч¬ком к реформации и началу протестантизма в XVI в.
Критика и прямые насмешки заставили папу пересмотреть эту позорную практику: с 1547 года торговля индульгенция¬ми была категорически запрещена. За определенные цер¬ковные заслуги (либо к праздникам) индульгенции могут выдаваться и сейчас, но уже не столько отдельным лицам, сколько целым церковным общинам. Католическая церковь имеет своеобразное учение о рае и аде. На Феррарско-Флорентийском соборе в 1439 году был принят догмат о том, что после смерти грешник попадает в так называемое чистилище ( догмат л чистилище), где временно пребывает в муках, очищаясь огнем (впервые о чистилище заговорил папа Григорий Великий (VI в ) — один из создателей чина литургии. Впоследствии он отсюда может попасть в рай. Если вы знакомы с произведением Данте Алигьери (Божественная комедия» Данте Алигьери включает 3 части: «Ад», «Чистилище», «Рай»), то знаете, что ад, в представлении католиков, состоит из девяти концентрических кругов, в которые попадают грешники в за¬висимости от тяжести совершенного ими в жизни. Такого учения не было ни в Новом Завете, ни в учении раннего христианства. Католическая церковь утверждала, что во время пребывания умершего в чистилище родственники могут, усер¬дно молясь или жертвуя деньги церкви, «выкупить» его и со¬кратить тем самым муки близкого человека (согласно теории «сверхдолжных дел»). В православной церкви такого деталь¬ного представления о переходе в загробную жизни нет, хотя тоже принято молиться за усопших и поминать их на третий, девятый и сороковой день после смерти. Эти молитвы и вызывали непонимание католических богословов, ведь если после смерти душа попадает прямо к Богу, то в чем состоит смысл эти молитв?
В католичестве особую роль играет культ Богородицы — Девы Марии. В 1864 г. был принят догмат, гласящий, что она, как и Христос, зачата непорочно (догмат о непорочном зачатии Девы Марии), «от Духа Святого». Сравнительно недавно, в 1950 г., добавлен еще и догмат о том, что Богородица «душой и телом вознеслась на небо». Таким об¬разом, в этом она как бы полностью уравнена католиками с ее божественным сыном — Иисусом. Культы Богоматери (по-итальянски Мадонны) и Христа в западном христианстве уравнены, а на практике Дева Мария почитается даже боль¬ше. Восточная церковь тоже горячо и трогательно почитает Матерь Божию, но православные богословы считают, что если признать ее во всем равной Христу, последний не может быть по отношению к ней Спасителем.
Католическая церковь, как и православная, почитает культ святых. Каждый день католическая церковь отмечает память нескольких святых. Некоторые из них — общие для всех хри¬стиан, а некоторые — сугубо католические. По поводу призна¬ния святыми тех или иных деятелей существуют разногласия. Например, император Константин Великий (IV век), сделав¬ший христианство государственной религией Римской империи, не причислен католиками (в отличие от православных) к лику святых, хотя считается образцом христианского правителя.
Причисление к лику святых происходит в католичестве, как и в православии, через канонизацию, которая осуществляется, как правило, через много лет после смерти святого. В этом воп¬росе большую ролъ играет мнение римского папы. Кроме кано¬низации у католиков принята так называемая беатификация (от лат. Ьеаtus — блаженный и facio — делаю) — предвари¬тельная канонизация. Ее единолично осуществляет папа.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 27.07.2010
Комментарии и Отзывы