Особенности и формы проявления политической психологии

Можно выделить по меньшей мере шесть основных особенностей политической психологии как научно-прикладной дисциплины.

1. Формирование политической психологии в процессе непосредственной общественно-политической деятельности, активности граждан, их практического взаимодействия между собою, с разными субъектами, институтами власти. Поэтому и изучать, анализировать политическую психологию можно именно с учетом этих обстоятельств.

2. Отражение политических событий и процессов, которое имеет фактически этажный характер. Политическую психологию нельзя воспринимать упрощенно, однозначно, без соответствующего осмысления.

3. Доминирующая роль чувствительных, эмоциональных элементов сознания, а не рациональных. Поэтому политические процессы тяжело спрогнозировать, предусмотреть их социальное значение.

4. Быстрая и чувствительная реакция человека на смену политических условий, политической ситуации. Такая политическая мобильность присуща подавляющему большинству субъектов политики.

5. Неоднозначное влияние разных идеологий на людей, а точнее на формирование, существование политической психологии в процессе столкновения, борьбы идеологий. Без такого столкновения политический процесс вообще невозможно вообразить.

6. Отображение не перспективных, будущих, а прежде всего сегодняшних, текущих интересов и потребностей людей. Поэтому политические процессы, события всегда детерминированы во времени.

Формы проявления политической психологии:

• политические ценности, потребности, интересы, стремления, ожидания, воля:

• политические ощущения, эмоции, расположения духа, мысли, предрассудки, иллюзии, мифы;

• привычки, навыки, традиции, характер;

• внушения, убеждения, наследование, слухи. Рассмотрим коротко некоторые из них.

Политические ценности

Ценности вообще — это своеобразный объект, который удовлетворяет потребность субъекта — индивида, группы, слоя населения, этноса. Иначе говоря, ценность есть вместе с тем и свойством, и объектом, который имеет это свойство.

Ценности имеют материальную и идеальную природу.

Техногенно-природная и социальная среды имеют определенные системы ценностей, которые и вдобавок классифицируются:

по субстанции на материальные и духовные;

*по субъектам потребностей — на ценности человека, организации, объединения, общества;

*по социальным учреждениям — экономические, политические, культурные, педагогические, семейно-родственные, религиозные т т.д.

В конце концов, различают ценности-блага и ценности-регламенты.

*К первым принадлежат такие потребности человека, как материальные ресурсы, духовные продукты “потребление” и услуги,

*ко вторым — потребности, которые охватывают моральные, правовые и эстетичные нормы и идеалы, обычаи, традиции.

Ценности разделяют:

*на такие, которые санкционируются и культивируются официально с помощью широкой сети специальной системы средств, которые есть в государстве;

*и такие, что существуют на уровне бытового сознания независимо от тех, которые культивируются официально. Наиболее частое между такими ценностями существует значительное рассогласование, а то и глубокие разногласия.

Следует в отдельности остановиться на системе ценностей.

Система ценностей или отдельные ценности распространяются и пропагандируются за счет символов, символики. Речь идет о государственной символике, символах партий, организаций, объединений, социальных групп, национальностей, национальных меньшинств и т.п..

Символы объединяют рациональную суть и рационально трактованное значение той или другой социальной ценности с соответствующим эмоциональным уровнем и остротой ее восприятия и переживания.

Политические ценности — это высочайшие принципы, которые обеспечивают согласие в обществе или в отдельных социальных группах, отношение к основным целям и проблемам; вера в желательный и лучший (или наилучший) тип политической системы, в политические цели и средства достижения такой цели и представления о них.

На основе политических ценностей субъекты политического процесса выбирают соответствующий способ поведения.

В сложной политической жизни ориентирами есть именно политические ценности. Наконец, благодаря им люди познают мир политики.

В национальном обществе, как справедливо отмечает известный политолог А. Беднар, высочайшей ценностью, которая объединяет его членов, является сохранение целостности и независимости государства. Достижение этой цели сложно, поскольку требует согласования, или консенсуса, идей и мыслей многих субъектов общественно-политического процесса.

Консенсус между государствами крайне необходим, когда речь идет об обеспечение мира и согласия на мировом уровне. Здесь возникает проблема группового принятия решения, с чем человечество сталкивается постоянно.

Политические потребности

Потребность — это то, что детерминирует соответствующую активность, побуждает человека или группу людей к определенной деятельности.

Предвидение в сознании результата удовлетворения потребности есть цель. Потребности делятся на биогенные, психогенные и социогенные.

Социогенные имеют наиболее сложный механизм образования и удовлетворения, поскольку зависят от знаний субъекта потребности в определенной области, уровня образования, воспитания, сознания и т.п..

Различают потребности экономические, материальные, политические, эстетические, этические, психологические, социальные и общественные.

Политические потребности связаны с необходимостью реализации в государственной или общественной деятельности, а также в деятельности отдельных социальных групп, классов, наций, государств соответствующих политических интересов.

Политические интересы

Любой коллективный интерес охватывает индивидуальные и групповые интересы. Коллективный политический интерес лишь условно можно считать таким, поскольку он никогда не является искусственным объединением политических интересов отдельных участников политической жизни. Другое дело — попробовать отыскать в политическом интересе многих людей то общее, единое, что объединяет их на определенное, иногда короткое время.

Политические интересы — это основные побудительные мотивы политической деятельности, а также то, за счет чего субъекты политического процесса — личности, социальные группы, классы, партии, движения, объединения — проявляют свое отношение к материальной, социальной и духовной жизни.

Такое отношение есть неоднозначным, а потому политические интересы классифицируют так:

*индивидуальные,

*групповые,

*классовые,

*национальные,

*общественные;

*государственные,

*партийные,

*отдельных общественных организаций и объединений;

*такие, которые возникают стихийно или на основе определенных разработанных программ;

*прогрессивные,

*реакционные,

*консервативные.

В зависимости от особенностей определенной страны важнейшими политическими интересами могут стать интересы классов, наций, национальных меньшинств, отдельных социальных, религиозных, этнических, демографических групп (например, молодежи) и др.

Политические мысли

В узком понимании политические мысли — это одно из направлений обществоведения, а в широком — конкретный продукт политического мышления.

Политические мысли как феномен являются предметом изучения многих наук.

Политическая мысль формирует представления людей об обществе, отношениях с другими людьми, индивида и коллектива, группы, государства, общества, а также она является неотделимой составной мировоззрения человека.

Если обратиться в историю, генезис политических мыслей, то можно выделить определенные системы политических взглядов, а именно: материалистические и идеалистические, светские и теологические, революционные, консервативные, либеральные и реакционные.

Политические мифы

В политике, политической деятельности очень распространенные мифы, мифотворчество.

Сначала рассмотрим понятие мифа, мифологемы.

Политический миф — это реально существующее ошибочное представление о политических отношениях и действиях, сознательно или бессознательно дополненное разными абстрактными россказнями, выводами, фантазиями или и легендами.

Каждая страна, нация, народ имеют собственные, сформированные в определенной ситуации национальные мифы.

Поскольку политические мифы базируются (основываются) на искаженном, мистифицированном образе определенной политической, экономической или другой ситуации, они довольно быстро распространяются. Часто мифы поднимают к уровню официальной политики, всячески поддерживают, используют как действенные средства манипулирования сознанием людей.

Мифы широко используют в политике, поскольку за ними довольно легко можно припрятать настоящую цель. Часто это удается благодаря тому, что тем, кому адресованы мифы, как правило, недостаёт достоверной, объективной информации о явлениях, которые неправильно интерпретируются, и вдобавок многим людям присуща довольно низкая политическая культура.

Так, успешно распространяются мифы, связанные с “образом врага”, “настоящей демократией”, “жидомасонами” и др. Такие мифы в форме соответствующей информации более просто воспринять на веру, чем попробовать разобраться в них по сути.

Мифы-обещания много политиков широко используют в своей практической деятельности с учетом того, что люди “проглотят” их как неопровержимую информацию.

Политические мифы большей частью персонифицированы, связанны с конкретными людьми (личностями). Поэтому их как средство манипулирования людьми (а то и всем обществом) используют определенное время и именно столько, сколько они имеют возможность влиять на сознание тех, ради кого их создают.

Отдельные мифы живут довольно долго.

Это, например,

*мифы о любви подчиненных к своему вождю, короля, царя, лидера партии.

*Или мифы о вере всего народа страны в определенную идею, идеологию. Такие мифы еще недавно успешно создавались и распространялись в странах так называемого социалистического лагеря, в прежнем СССР. Они активно поддерживались идеологической пропагандой с помощью выдумок-манифестов на манер “Морального кодекса строителя коммунизма” ли “Закона о борьбе с пьянством и алкоголизмом”. А что уже говорить о многочисленных мифах относительно “родителей народа”, “идеалов нации””, “больших вождей” и т.п.

В этом случае творцами иллюзорных мифов были именно те, кого на самом деле мало интересовал конкретный человек, нация, народ, “вождями” которого они хотели себя видеть и ощущать.

Политические традиции

Политические традиции— это обычаи и правила поведения в политической жизни, которые сложились исторически и передаются от поколения к поколению. Иначе говоря, это уважение и соблюдение определенного политического порядка, форм политического действия, определенная политическая практика. Такая практика является конкретно-исторической, присуща определенному народу, нации и неотделима от него, его способа и особенностей жизни.

В сущности, политические традиции являются важнейшими факторами формирования политической культуры человека (личности), социальной группы, класса, политической партии или объединение, нации, народа.

Политические традиции существуют в:

*форме обычаев,

*определенных принципов и норм поведения,

*ритуалов и обрядов.

Политические традиции бывают

*прогрессивные,

* регрессивные,

*консервативные,

*либеральные.

Они передаются разными способами: устно, письменно, зрительно и институционально.

Рубрики: | Дата публикации: 17.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?