Основные направления в исламе.

Подобно другим религиям ислам не является однородным. Он распа¬ли на несколько основных течений и множество сект. Правда ислам все же не так раздроблен как христианство — сект в нем меньше и, самое главное, 90 % всех мусульман принадлежит к суннизму, внутри которого различия не велики.

В исламе следует выделить три основных направления: суннизм, шиизм и хариджизм. Кроме того имеется большое количество сект, отделившихся от направлений. Большую часть сект породил шиизм. В исламоведении суннизм обычно рассматривают как ортодоксальное течение. Однако христианское понятие «ортодоксия» и «ересь» неприменимы к исламу, поскольку в нем отсутствовал институт узаконивания догматов, каким в христианстве были Вселенские соборы. Так что суннизм можно считать ортодоксальным исламом лишь с известной долей условности. Поскольку к нему принадлежит 90% мусульман, то сунниты преобладают численностью почти во всех мусульманских странах. Шииты составляют лишь 10% всех последователей ислама. Они пре¬обладают над суннитами лишь в Иране и Азербайджане. В Ираке и Йемене — их чуть больше половины населения. Хариджизм имеет всего около 0,5 млн. приверженцев (менее 1%) и преобладает только в Омане. Из-за крайней малочисленности его часто рас¬сматривают как одну из сект и соответственно утверждают, что в исламе два основных направления — суннизм и шиизм. Первые полвека своего существования ислам был единой религией и лишь спустя почти три десятилетия после смерти его основателя произошел первый раскол. Своеобразие ислама в том, что этот раскол, как и многие по¬следующие, произошли не в результате вероучительных разногласий, а по политическим вопросам: кто будет главой мусульманской общины? как должна передаваться его власть? и т п. Нельзя сказать, что в исламе вообще не воз¬никали споры и по догматическим вопросам (свобода воли, сотворённость или несотворённость Корана и др.). Но три основных течения произошли именно в результате политического раскола и различного решения вопросов правового характера. Вероятно, это объясняется тем, что ислам не знал разделения духов¬ной и светской власти. Правление Мухаммеда (как и его преемников) носило теократический характер. В их руках была сосредоточена и духовная, и свет¬ская власть — эти понятия вообще не различались. Соответственно в исламе не сложилось четкого различия между догматикой и правом. Юридические про¬блемы включались в рамки богословия.

Три основных направления появились почти одновременно и связано это с ходом борьбы за власть в мусульманской общине. Дело в том, что осно¬ватель ислама не оставил прямых наследников мужского пола. Его сыновья умерли в младенчестве. Из четырех его дочерей только Фатима, ставшая же¬ной Али, двоюродного брата и одного из ближайших сподвижников Мухамме¬да, оставила двух внуков: пророков Хасана и Хусейна. Однако еще хуже то, что пророк не оставил даже самого принципа передачи власти. Естественно такое положение невольно толкало ближайших сподвижников Мухаммеда на борьбу за власть и можно удивляться только тому, что эта борьба приняла открытый характер лишь спустя четверть века после смерти основателя ислама.

На пост халифа («заместитель посланника Аллаха») имели примерно равные права сразу несколько человек из окружения Мухаммеда. Если учиты¬вать родственные связи с пророком, то чуть больше прав было у Али (кузен и зять одновременно). Однако выбор общины пал на другого сподвижника про¬рока — Абу Бакра, у которого тоже были достаточно веские основания — он был самым старшим из окружения Мухаммеда. Наконец, он был тестем пророка. Впрочем, это много не значило, учитывая количество жен про¬рока.

Правление Абу Бакра длилось всего два года. Перед смертью он на¬значил своим преемником Омара, который пробыл главой мусульман до 844 г, когда его смертельно ранил раб-иранец. Но, умирая, Омар успел назначить шесть человек, которые должны были определить его преемника. Им стал бо¬гатый купец Осман. К концу его правления Халифат, ставший уже обширной империей, начинают раздирать междоусобицы. В 556 г. Осман был убит в сво¬ем доме в Медине прибывшими туда мусульманами из Египта и Ирака, недо¬вольными произволом самого халифа. Всеобщее недовольство правлением Османа сопровождалось ростом популярности Али. Преданный делу ислама, храбрый воин, участвовавший почти во всех военных походах Мухаммеда, блестящий оратор, пользовавшийся репутацией чрезвычайно набожного и честного человека, Али многим представлялся идеальным правителем. Сразу же после смерти Османа Али был провозглашен халифом. Но это явилось лишь началом новой борьбы. Против Али выступили два сподвижника Мухаммеда (Тальха и аз-Зубайр) и его вдова Айша. Одновременно наместник богатой Сирии Муавия (двоюродный брат Османа) выступил против Али, обвинив его в причастности в убийстве Османа и провозгласил лозунг мщения за Османа, претендуя вместе с тем на трон халифа. Образовалась две военные коалиции. Однако Али действовал очень медленно Лишь в декабре 656 г., через пять с лишним месяцев после своего избрания, он выступил во главе своих войск из Медины, в которую ему уже не суждено было вернуться, и двинулся в Басру. В том же месяце недалеко от Басры произошло сражение, в котором Али одержал победу.

У Али остался лишь один противник — Муавия, но борьба с ним приобрела затяжной характер. В июле 557 г на южном берегу Евфрата, в местности, именуемой Сиффин, произошло решающее сражение. По преданию, после двух недель битвы успех стал клонитъся на сторону Али и тогда над неприятель¬ским войском поднялись копья с вздетыми на них свитками Корана и раздались голоса, призывавшие прекратить сражение и решить спор о троне халифа мирным путем при помощи третейского суда в соответствии с принципами ислама. И Али принял это предложение. Этим он не только спас от разгрома Муавию, но и внес раскол в ряды своих сторонников. Около 12 тысяч самых решительных его приверженцев, разочаровавшись в Али как в вожде и объя¬вив его согласие на третейский суд несовместимым с духом ислама, покинули лагерь. Они получили название хариджиты (от «хараджа» «выйти», «восстать»). В январе 661 г. при входе в мечеть г. Куфы Али был смертельно ранен одним из хариджитов. После гибели Али иракские шииты провозгласили халифом его старшего сына Хасана, однако (по соглашению с Муавией) Хасан открыыто заявил об отречении от халифата. Муавия стал единственным правителем всего мусульманского мира, он основал династию Омейядов, представители которой занимали трон халифа в течении почти целого столетия (861 – 750 гг. ) Первой, очень существенной реформой Муавии был перенос столицы из Медины в Дамаск. Следующей важнейшей акцией Муавии стало то, что он еще при жизни назначил себе приемника — своего сына Язида, положив, таким образом, начало практике престолонаследования халифов. Однако, когда в 680 г Муавия умер, вступление Язида на престол не обошлось без кровопролития. Иракские шииты, считавшие, что законным претендентом на власть в халифате могут быть только потомки Али и Фатимы, на сей раз сделали ставку на моло¬дого Хусейна (младшего сына Али) и призвали его в Куфу возглавить восста¬ние против Язида, обещая широкую поддержку. Откликнувшись на их призыв, Хусейн выступил с небольшим отрядом из Мекки в Куфу, но потерпел пораже¬ние. И Хусейн, и все его воины погибли в неравном бою. Этот разгром положил конец всем надеждам шиитов на успех в борьбе за власть в халифате, но он отнюдь не означал исчезновение шиизма как тако¬вого. Более того, гибель Хусейна даже способствовала в какой-то мере рели¬гиозному и политическому объединению приверженцев рода Али и обособлению их от прочих мусульман. Сам Хусейн стал своего рода символом шиитского движения, а его имя и память о нем — лозунгом, знаменем шиитов в борьбе с ненавистными им халифами из династии Омейядов и их сторонниками. События 680 года резко увеличили разрыв между двумя самыми значительными группировками мусульман, превратили его почти что в пропасть: они теперь стали не только соперниками в борьбе за власть, но и непримиримыми, ожесточенными врагами, люто ненавидевшими друг друга. Сохранял своих весьма малочисленных приверженцев и хариджизм, также резко враждебный по отношению к обеим группировкам мусульман. Итак, к концу VII века исламская община оказалась расколотой на три очень неравные по численности религиозно-политические группировки: 1. приверженцы официального «халифского» ислама, те, кто признавал законность как первых четырёх халифов, так и последующих из династии Омейядов – позднее, в IX веке, получили название «сунниты», и две оппозиционные группировки: 2. шииты и 3. хариджиты. Результатом этого раскола было прежде всего то, что исламу не удалось создать единой концепции верховной власти Каждая из трех группировок заняла в этом вопросе свою, особую позицию. Хариджиты отстаивали общинный характер власти и безусловную выборность главы общины; шииты признавали божественную природу власти, предопределенную свыше в роду Мухаммеда и Али и передаваемую по наследству; среднюю линию между коллективным и божественным источниками представляли собой теория и практика суннитов – теоретически они признавали выборность халифов, практически же их власть передавалась по наследству в династии Омейядов. Со временем к этому добавились некоторые расхождения чисто религиозного характера и таким образом сложилось три основных направления в исламе.

Суннизм. («люди сунны и согласия общины») – самоназвание суннитов. Суннитскую систему догматов считают наиболее характерной для ислама вообще и отождествляют с исламским правоверием, хотя на самом деле не су¬ществует какого-либо признанного обязательным для всех суннитов свода догматов. Термин «суннит» имеет менее четкое содержание, чем термин по существу, в противопоставлении последнему термин «суннит» при¬обретает реальное значение. Основными Формальными признаками принадлежности к суннизму являются: 1. признание законности первых четырех праведных халифов — Абу- Бакр, Омар, Осман, Али. 2. признание достоверности шести сводов халифов, под общим названием «Сунна». 3. принадлежность к одному из чтырёх религиозно-юридических толков (мазхабов) — ханифитскому, маликитскому, шафиитскому, ханбалитскому.

Отношение к первым халифам вытекает из истории формирования. Наиболее характерным для суннизма является признание автритета Сунны., что подчеркивается и в самоназвании – «люди сунны». Сунна («обычай», «пример», полное название: суннат рассул Аллах – «сунна посланника Алаха») — пример жизни Мухаммеда как образец и руково¬дство для всей мусульманской общины и каждого мусульманина, как источник материала для решения всех проблем жизни человека и общества. Сунна состоит из поступков Мухаммеда, его высказываний и невысказанного одобрения. Поскольку ислам признает непосредственное общение Пророка с Аллахом, то и собственные высказывания Мухаммеда считаются богодухновенными; поэтому сунна также как и Коран воспринимается как богоданная основа ислама, как второй, после Корана, свод правил жизни мусульманского общества. Это своего рода «священное предание» ислама. Вторая часть самоназвания — «согласное мнение общины» — отражает вторую важную концепцию традиционного ислама — идею особой роли общины в решении основных религиозных и общественных проблем, возникающих перед мусульманами После смерти Мухаммеда прямой контакт общины мусульман с Аллахом прекратился, и её жизнь должна основываться на строгом исполнении заветов Корана и сунны, правильное толкование которых обеспечивается согласным мнением общины, представленной ее наиболее авторитетными учеными-богословами. Что же касается других черт суннизма, то их сложно выделить, поскольку остальные стороны суннитской догматики совпадают с общемусульманскими положениями, так как суннизм — это действительно ортодоксальный ислам.

Шиизм («приверженцы», «партия»). Отношение к Сунне. Поскольку ортодоксальное направление, с которым конфронтирует шиизм, свое название связывает с сунной, то сам собой напрашивается вывод, что шииты, напротив, отвергают её. Шииты действительно не признают сунну в том виде, в каком ее признают сунниты. Однако это не означает, что они в принципе отвергают использование рассказов о поступках и высказываниях Мухаммеда для решения богословских, юридических и правовых вопросов, шииты лишь более строго подошли к отбору этих преданий. Они считают истинными лишь те из них, которые основаны на авторитете членов семьи пророка (сунниты же признают и его сподвижников). Так что священное предание у шиитов тоже имеется, только предания о мухаммеде они предпочитают называть ахбар («новость»). Их сборники являются законным источником мусульманского права наряду с Кораном. Большинство преданий является общими и различаются у суннитов и шиитов лишь по имени тех, кто передавал их. Шиитский ахбар также состоит из двух частей и для шиитов очень важно то, что опирается на свидетельства близкого родственника Мухаммеда. Таким образом, шииты и в этом вопросе противопоставляют себя прочим мусульманам как защитники прав и авторитета семьи пророка, их приверженцев. И в этом проявляется не мнимая а действительная особенность шиитов, ибо вопрос о верховной власти — главный предмет расхождения между суннитами и шиитами.

Рубрики: | Дата публикации: 27.07.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии