Основные черты гуманистического идеала
В целом основные черты гуманистического идеала можно свести к следующему:
а) гуманисты отвергали ценности церковной идеологии (греховность человека, его слабость и беспомощность, разделение природы человека на телесную и духовную, принижение телесного начала в человеке, его земного бытия);
б) гуманисты утверждали понимание природы человека как гармонического единства духовного и телесного начал, провозглашали ценность человеческого тела, телесной жизни, земного бытия человека, его стремление к полной реализации себя в земной, а не в загробной жизни;
в) гуманисты высоко оценивали значение материально-чувственной, в том числе и творческой деятельности человека, в ходе которой человек не только удовлетворяет свои земные нужды, но и создает новый мир, творит самого себя;
г) гуманисты рассматривали человека как самое совершенное творение природы, при этом достижение совершенства связывалось с активной волей человека, его способностью формировать себя;
д) гуманисты сформулировали положение о безграничном могуществе человека, о его неограниченных возможностях;
е) гуманисты провозглашали ценность отдельного человека, своеобразие и уникальность каждого индивидуума, важнейшими качествами человека считали гордость и самоуважение, сознание собственной силы и таланта;
ж) гуманисты признавали право личности на свободное развитие своих способностей, на приобретение знаний;
з) для гуманистов характерно радостное мировосприятие, требование полноты жизни — всеми чувствами и способами, гармония разума и страстей;
и) гуманисты высоко оценивали нравственную роль труда, оправдывали накопительство с гражданских позиций — богатство приносит пользу обществу, критиковали сословные представления.
Такое изменение в системе ценностей, по сравнению со средневековым обществом, привело к появлению нового типа человека — предприимчивого, активного, инициативного. Более того, эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией. К таким “титанам Возрождения” можно отнести великих деятелей ренессансной культуры — художников, скульпторов, ученых, писателей, при этом многие из них были личностями энциклопедическими, разносторонними. Однако богатое развитие индивидуальности в эпоху Возрождения сопровождалось такими явлениями, которые выдающийся отечественный философ А.Ф.Лосев назвал “обратной стороной титанизма”.
Рубрики: История культуры | Дата публикации: 31.05.2010
Комментарии и Отзывы