Османская империя в XIII-первой половине XVII вв.
Османское государство сложилось в процессе военной экспансии турецких феодалов в Малой Азии и на Балканском п-ве. При нашествии монгольских завоевателей на Среднюю Азию кочевое объединение тюрок-огузов из племени кайы, в несколько тысяч шатров, откочевало на запад вместе с хорезмшахом Джелал-ад-дином и поступило на службу к сельджукскому султану Рума, от которого вождь огузов-кайы Эртогрул получил в 30-х гг. XIII в. небольшое феодальное владение по р. Сакарья (по греч. Сангарий), на границе византийских владений, с резиденцией в г. Сёгюд. Эти огузы вошли в состав складывающейся в Малой Азии при сельджукидах турецкой народности. К началу XIV в. Румский султанат распался на 10 эмиратов (бейликов), в их числе был и Османский эмират, (с 1299 г. – правитель Осман) самый западный.
Сын и преемник Эртогрула Осман I (1282-1326) стал проводить свою политику, откупался от ильханов и завоевывал владения Византии в северо-западной части М. Азии, своей столицей сделал г. Бурсу (Бруса, с 1326 г.). Осман основал и новую династию и дал название эмирату. Малоазийских турок стали называть османами (османлы). Успехи османов по завоеванию византийских и иранских территорий объяснялись тем, что основу войска составляли кочевники. Легкая конница турок обладала большой подвижностью, османскому государству было легко сосредоточить в необходимый момент крупные военные силы для нападения. Устойчивость патриархально-феодальных отношений среди кочевых племен делала их ополчения, отличавшимися высокими боевыми качествами, сплоченными и крепкими, нежели ополчения Византии и ее балканских соседей.
Турецкая знать, получая от османского государя значительную часть вновь завоеванных земель в ленное владения, помогла Османскому эмирату довершить завоевания и усилиться при сыне Османа I – Орхане (1326-1359), взявшем Никею (1331 г.). Завоевание византийских владений в М. Азии было закончено. Затем стали завоевывать владения Византии на Балканах: 1354 г. – на европейском берегу Дарданелл – г. Галлиполи. После смерти Орхана его сын Мурад I (1359-1389) (султан) завоевал Адрианополь (1362 г.), затем Фракию, Филиппополь, долину р. Марица. Свою резиденцию Мурад перенес в Эдирне. В 1371 г. турки одержали победу в сражении на р. Марица, 15.07.1389 г. на Косовом поле.
Походы Османского государства велись под идеологической оболочкой «войны за веру» мусульман с «неверными». Походы сопровождались жестокостями, ограблением захваченных территорий, уводом мирных жителей в плен, опустошениями, пожарами, резней. Население завоеванных городов нередко поголовно угонялось в рабство. На феодалов завоеванных стран, оставшихся христианами, но признавших себя вассалами султана, накладывалась дань, но и она не всегда спасала их владения от набегов. Местные феодалы, принявшие ислам, или оставшиеся христианами, включались в ряды турецкой военно-феодальной знати как ленники (сипахи).
Сын и преемник Мурада I Баязид I (1389-1402), по прозвищу Йылдырым (Молния) закончил покорение Македонии (к 1392 г.), Болгарии (к 1396 г.), наложил дань на Северную Сербию. С 1370 г. Византия стала также платить дань османам. В 1394 г. Баязид захватил Фессалонику и подверг блокаде Константинополь. В 1396 г. турками было выиграно сражение при Никополе, с 1397 г. турки вторглись в Венгрию и с этого времени стали ее систематически опустошать.
Но вторжение войск Тимура в М. Азию помешало Баязиду овладеть Константинополем. 20.07.1402 г. состоялось сражение при Анкаре. Во время боя ополчение бывших малоазийских эмиров, увидев своих прежних эмиров в лагере Тимура, изменило султану и ударило в центр его войска. Баязид был схвачен во время бегства и умер в плену. Тимур опустошил М. Азию и ушел, восстановив 7 из 10 прежних малоазийских эмиратов.
Военно-ленная система. Ко времени правления Баязида турецкая военно-феодальная верхушка перешла к оседлому образу жизни и сменила простой быт кочевой орды на утонченную роскошь. При этом стали появляться противоречия между оседлой и кочевой военной знатью. В турецком обществе продолжался процесс развития феодализма, происходивший в М. Азии уже при Сельджукидах.
Почти весь земельный фонд в М. Азии и в Румелии был захвачен завоевателями. Существовало 4 вида феодальной земельной собственности: гос. земли – мири; земли султанской фамилии – хасс; земли мусульманских религиозных учреждений – вакф; частновладельческие земли типа аллода – мульк, но большая часть гос. земель была роздана в наследственное условное пожалование военным чинам конного феодального ополчения (сипахи). Мелкие лены назывались тимарами (тимар – условное наследственное владение с правом взимания с земледельческого населения тимара строго определенной суммы, являющейся частью выплачиваемого этим населением в казну ренты-налога. Тимар определялся суммой взимавшегося тимариотом годового дохода, за счет которого он должен был кормиться и экипироваться.), крупные зиаметы (зеамета). (или тоже самое, но другими словами — Формы землевладения – условное земельное владение – наследственного типа (тимары, зеаметы), ненаследственного типа (хассы, арпалыки), частные владения – мульк (мюльк), вакф). Если воин, вчерашний кочевник, хотел завести земледельческое хозяйство, он имел право получить в рамках своего тимара или зеамета надел – чифтлик, равный обычному райятскому чифтлику. Ни одна из форм земельных отношений не предоставляла условий для роста феодального сепаратизма. Слабость этой структуры – личностные связи, которая наиболее ярко проявилась в XVI в.
Ленники – сипахи должны были являться на службу с определенным количеством воинов, так сложилась военно-ленная система, способствовавшая военным успехам Турции. Часть султанских доменов раздавалась во владении крупным военным и гражданским сановникам на время отправления определенных должностей. Такие пожалования, как и султанские домены, назывались хасс. Крупная феодальная собственность на землю и воду в Османском государстве сочеталась с мелким крестьянским держанием.
Крестьяне — райя (податное сословие, особенно крестьяне, вначале независимо от религии; с XIX в. только немусульмане) были прикреплены к своим земельным наделам. Был установлен 10-летнй срок сыска крестьян. Феодальная рента взималась частью в пользу государства, в пользу феодалов в смешанной форме (продукты, деньги, принудительные работы). Земледельцы-мусульмане платили десятину (ашар), а христиане – от 20 до 50 % урожая (харадж). Немусульмане платили еще и подушную подать – джизью, которая позже слилась с хараджем. Т.е. система налогов состояла из двух частей – законные налоги – ушр+харадж+джизья, закят с имущих и дополнительные поборы – чрезвычайные пошлины, подати.
Государственная организация: во главе государства – султан, везиры + другие сановники с XV в. = диван (гос. совет). Правительство страны высочайший совет (диван-и-хумайюн) назначалось султаном, и было ответственно перед ним. Оно состояло из нескольких министров-везиров, суд осуществлял кади.
Округами управляли санджак-беи, войско состояло из 3 частей – конного феодального ополчения, конницы – акынджы, корпуса регулярной пехоты – янычары. Акынджы составляли иррегулярный конный авангард войска; они получали не лены, а только долю военной добычи.
Корпус янычар возник в XIV в., прочную организацию получил во второй четверти XV в. Все янычары считались дервишами ордена бекташиев, до XVI в. в брак им было вступать нельзя. Они делились на роты (орта), питались из общего котла (казана), котел считался символом их войска.
При Мураде II (1421-1451) османская держава окрепла и возобновила свою завоевательную политику. В 1430 г. была взята Фессалоника. Во время крестового похода 1443-1444 гг. участники его – Владислав (король Польши и Венгрии), Янош Хуньяди дважды разбили Мурада и заняли Софию, но исход КП решило сражение под Варной 1444 г., где султан их разбил наголову.
Преемник Мурада II его сын Мехмед II (Мухаммед, 1451-1481) взял Константинополь. В 1476 г. издал свод законов (канун-намэ), в котором определял функции гос. сановников и размеры их жалованья, устанавливал организацию мусульманского суннитского духовенства (сословия богословов) режим военных ленов. Мехмед II установил также статут для немусульманских религиозных общин, утвердив православного (греческого) и армянского патриархов и еврейского раввина в Константинополе. Все православные народности рассматривались отныне как одна «греческая община» — рум-миллети. В 1461 г. Мехмед II завоевал Трапезунд и все малоазийские эмираты. В Крыму – генуэзские колонии с Кафой и подчинил Крымское ханство (1475 г.). Между 1459 и 1463 гг. Мехмед II завоевал Сербию, Морею и герцогство Афинское, Боснию. Затем Турция начала войну с Венецией, которую поддержал Узун Хасан, государь Ак-Коюнлу. Войска Узун Хасана в 1473 г. были разбиты турками, с Венецией война велась с переменным успехом. Попытка взять Белград, защищаемый Яношем Хуньяди, кончилась для турок неудачей (1456 г.). Османские войска потерпели полное поражение в Албании при осаде крепости Круц (1467 г.), в Молдавии (1475 г.) и при попытке захватить о-в Родос. Валахия подчинилась только после долгого сопротивления, сохранив автономию (1476 г.). В 1479 г. после смерти Сканденберга турки взяли Албанию. По Константинопольскому миру (1479 г.) с Венецией турки получили о-ва в Эгеиде и дань в 10.000 дукатов ежегодно. В 1480 г. они разорили г. Отранто в Южной Италии. Сын Мехмеда II, Баязид II Дервиш (1481-1512) отказался от плана завоевания Италии, хотя и вел войны с Венецией, с Венгрией, австрийскими Габсбургами и Египтом. Молдавия признала сюзеренитет Турции, сохранив автономию (1501 г.).
XVI в. – расцвет военно-политического могущества Османской империи. В первой половине XVI в. были присоединены территории на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Разгромив в Чалдыранской битве 1514 г. персидского шаха Исмаила, а в 1516 г. в районе Алеппо войска египетских мамлюков, османский султан Селим I (1521-1529) включил в состав своего государства юго-восточную Анатолию, Курдистан, Сирию, Палестину, Ливан, Северную Месопотамию до Мосула, Египет (в 1517 г. турецкой провинцией стал Египет, причем духовная власть последнего из проживающих в Каире потомков арабских халифов была упразднена. Поэтому султан стал официальным преемником халифа (заместителя пророка Мухаммеда на земле) в качестве религиозного вождя правоверных), Хиджаз с Меккой и Мединой.
Продолжал политику Селима Сулейман I Кануни (Законодатель) Великолепный (1529-1566), который овладел Ираком, западными областями Грузии и Армении (по мирному договору с Ираном 1555 г.), Аденом (1538 г.), Йеменом (1546 г.). В Африке под власть османов перешли Алжир (1520 г.), Триполи (1551 г.), Тунис (1574 г.). Была сделана попытка завоевания Нижнего Поволжья, но Астраханский поход (1569 г.) окончился неудачей. В Европе османы, захватив в 1521 г. Белград, на протяжении 1526-1544 гг. предприняли 5 походов против Венгрии. В результате Южная и Центральная Венгрия с г. Будой была включена в состав Османской империи. Трансильвания была превращена в вассальное княжество. Турками был захвачен о-в Родос (1522 г.) и отвоевана у венецианцев большая часть о-вов Эгейского моря и ряд городов Далмации. Так, сложилась огромная империя, владения которой находились в Европе, Азии, Африке.
Главный противник Порты в Азии – Иран (Персия) был ослаблен. Объект их противоречий – контроль над связывающими Европу с Азией традиционными торговыми путями. Войны с Ираном имели и религиозную окраску, так как в Иране ислам исповедовали в виде шиитского толка. Второй соперник Ирана – Египет в контроле над торговыми путями перестал существовать как самостоятельное государство, его территории были включены в состав империи. Контроль над сухопутными торговыми путями с Индией сталкивал Порту с португальцами, которые закрепились в ряде пунктов на западном побережье Индии. В 1538 г. была предпринята турецкая морская экспедиция из Суэца в Индию для борьбы с засильем португальцев, но успеха не имела.
Установление османского господства над множеством стран и районов, разных по своему социально-экономическому и политическому развитию, культуре, языку и религии, оказало влияние на исторические судьбы завоеванных народов. Например, темпы развития Балканского региона замедлились.
Социально-экономическое развитие Османской империи определялось, прежде всего, тем, что в рамках этого государства все еще продолжался процесс феодализации и вплоть до XVII в. сохранялись дофеодальные институты. Завоевывая земли христианских народов, османы обычно уничтожали местный доосманский феодальный класс, но сохраняли сложившиеся традиции земельно-рентных отношений. С 1487 г. для каждого административного района – санджака составлялось свое канун-намэ – законоположение о земле, ее хозяйственном режиме, налогах с местного населения, в котором фиксировались те рентные нормы и формы, которые существовали до османского завоевания, но теперь они записывались как налоги в пользу нового государства – ушр, харадж, джизья, ресм-и-гифт и т.п.; другие – как особые платежи или натуральные поставки, принятые в той или иной местности.
В западно-анатолийско-балканском регионе сохранялся уровень феодальной эксплуатации крестьянства, сложившейся в доосманскую эпоху. Изменились отработочные повинности, теперь они составляли 3 дня в году; некоторые группы населения – постоянное выполняя некоторые нужные государству работы (ремонт дорог, поддержание в порядке переправ и перевалов и т.п.), освобождались от уплаты налогов. Османское государство, придав сложившимся до завоевания рентным отношениям публично-правовой характер, стремилось сохранить их и законсервировать.
В законодательных общегосударственных сводах, составленных в правление османского султана Мехмеда II Завоевателя (1451-1481), было зафиксировано деление всех подданных государства на 2 сословия: военных (аскери) и податных (реайа). Позже это деление сохранялось. Аскери – сюда входили не только военные, но и мусульманское духовенство, верхушка султанского двора, гос.аппарата, т.е. аскери – это социальная прослойка, которая не платила гос. налогов. Лишь им султаны жаловали земли и право на сбор в свою пользу определенной квоты гос. налогов. Из них формировался османский феодальный класс. Но и среди этого класса была дифференциация. Во второй половине XV-XVI в. султанские власти раздавали земли, прежде всего, воинам-кавалеристам (сипахи). Их владения, передававшиеся по наследству на условии несения наследниками кавалерийской службы, получили названия «тимар». Размеры ренты с сипахийских тимаров записывались в суннитских грамотах (беретах) и санджакских реестрах (дефтер-и-иджмал) в строго определенной денежной сумме. Сипахи обязан был выполнять в своем владении также некоторые административно-хозяйственные функции. Между сипахи и их кавалерийскими командирами устанавливались не только военное, но и административно-территориальное и даже поземельно-налоговое подчинение. Командиры получали долю ренты с крестьянства, проживающего во владениях тимариотов и реайи. В то же время во всех сипахийских владениях отдельные виды налогов продолжали собирать и чиновники центрального фиска, что позволяло и государству контролировать доходы сипахи и выполнения ими своих административно-хозяйственных обязанностей в отношении податного населения.
Позже воинов-кавалеристов начинают получать земельное пожалования сановники центрального гос. аппарата. В XVI-XVII вв. круг лиц, получавших земельное обеспечение своих должностей, расширился. Им предоставлялись хассы и арпалыки, которые были не наследственными земельными пожалованиями, а только были связаны с должностью. Размеры этих земельных пожалований были больше, чем наделы сипахи. Они меньше контролировались фиском. В хассах, арпалыках и т.н. должностных владениях складывался другой тип хозяйствования, чем во владениях сипахи. Здесь, как и в землях, находившихся в личном владении султанов, стала шире использоваться система откупов: это давало возможность ростовщическим кругам и иным обладателям денежных средств приобщаться к земельно-налоговой эксплуатации крестьян. В тимарах хотя бы формально рента была защищена публично-правовыми нормами налоговых сборов с крестьянства, а доходы сипахи и владельцев хассов и арпалыков регламентировались государственными постановлениями; отношения откупщиков с крестьянством гос. контролю не подлежали, пределы рентной эксплуатации устанавливались между откупщиками и крестьянством на частно-правовой основе. (Бейлербей Анатолии с хасса получал 1.600.000 акче, янычарский ага – 500.000 акче, тимариот – 3.000). Складывание разных типов хозяйствования во владениях различных групп османских феодалов – характерная черта османского феодального развития.
Военный характер империи сказывался на его государственном строе и административной структуре. Вся территория империя была разделена на провинции (эйалеты). В период правления Сулеймана был создан 21 эйалет, к середине XVII в. их стало 26. Эйалеты делились на санджаки (округа). Бейлербей, правитель эйалета и санджакбей, начальник санджака, осуществляли гражданское управление своими провинциями и округами и одновременно являлись командующими войсками феодального ополчения и местных гарнизонов янычар.
Судебного иммунитета даже у крупных феодалов в Османской империи не было. Судебные функции были обособлены и выполнялись кадиями (мусульманским судьями), которые подчинялись не местной администрации, а лишь кадиаскерам в эйалетах и главе мусульманской общины в империи – шейх-уль-исламу. Судопроизводство было централизовано, султан мог (через кадиев) осуществлять свой надзор на местах.
Султан – неограниченный правитель, административную власть осуществлял через великого везира, (ведавшего военно-административно-фискальным управлением) и шейх-уль-ислама (ведал религиозными и судебными делами).
Однако не все эйалеты империи имели одинаковый статус. Почти все арабские районы (кроме некоторых пограничных с Анатолией азиатских областей) сохранили традиционные доосманские аграрные отношения и административное устройство. Там размещались лишь янычарские гарнизоны. Эти эйалеты обязаны были поставлять ежегодную дань в столицу – сальяне и предоставлять по требованию султана войска. Еще более независимы были хюкюметы (владения) ряда курдских и некоторых арабских племен, пользовавшиеся административной автономией и лишь в военное время предоставляли султану свои войска. В состав империи входили платившие ежегодную дань христианские княжества, нечто буферных территорий, во внутренние дела которых Высокая Порта не вмешивалась, — это Молдавия, Валахия, Трансильвания, Дубровник, некоторые районы Грузии и Северного Кавказа. На особом положении находилось Крымское княжество, шерифат Мекки, Триполи, Тунис, Алжир. Они также имели особые привилегии пограничных провинций.
Первоначально высшая администрация государства формировалась из мусульманского духовенства – улемов, но в XV в., а особенно в XVI в., складывается особый слой османского общества – воины и чиновники капыкулу («рабы августейшего порога»), не связанные на первых порах с феодализирующимся османским обществом. Многие из них происходили из военнопленных, принявших ислам. Позже капыкулу стали рекрутироваться путем девширме – принудительного набора детей, христиан, проживавших в землях Османского государства. Эта система сложилась в XVI в. Напоминала набор янычар, а также из них складывались и государственные чиновники (вплоть до великих везиров). Использование капыкулу позволило султанам противопоставлять их наряду с сипахи-тимариотами тюркским беям-завоевателям, действовавшим на Балканах в XIV-первой половине XV вв. и соперничавшим с самим султаном. Ко второй половине XV в. политическая самостоятельность беев была сломлена, но многие старые феодальные роды, ведущие родословную от этих беев-завоевателей, сохранили привилегированные позиции, действуя, через своих ставленников капыкулу, воспитанных в их семьях, а затем выдвинутых ими на высшие государственные должности.
Получила распространение практика назначения на должность великих везиров многочисленных султанских зятьев-дамадов (из тех же капыкулу), например, выходец из капыкулу великий везир второй половины XVI в. дамад Мехмед Соколлу происходил из сербского рода Соколовичей, что и способствовало его (роду) процветанию. В XVI в. между капыкулу и сипахи – тимариотами начинается соперничество из-за должностей и земель. Верхушка чиновничества добивалась от султанов не только условных пожалований, но и безусловных пожалований – мульков. Земельные мульки жаловались довольно часто, но на землях, объявленных после завоевания государственной собственностью. Султаны всегда считали себя вправе конфисковать мульковые владения. Чтобы избежать этого, владельцы мульков зачастую передавали свои земли в вакф, т.е. в собственность мусульманских религиозно-благотворительных учреждений, что юридически изымало их из-под власти султана. Владелец мулька в этом случае получал наследственные права учредители вакфа и определенную долю (20%) от доходов с пожертвованного в вакф имущества. В вакфах складывались иные, чем на государственных землях, категории зависимого крестьянства – бывшие рабы, беглые, военнопленные, бродяги. Крестьянство в вакфах освобождалось от государственных чрезвычайных налогов и сборов. Здешняя (1/3 земель имеет вакф) администрация больше была заинтересована в интенсификации хозяйства, именно вакфное хозяйство начало раньше ориентироваться на рынок. В борьбе за землю и власть между капыкулу и сипахи в XVI-XVII вв. победителями вышли капыкулу.
В первой половине XVII в. наблюдается рост обезземеливания крестьян-реайатов. Этому способствовали налоговые сборы, произвол тимариотов и ростовщический гнет. В XV в. для балканских районов империи соотношение десятины и натуральных налогово-рентных сборов с крестьянства составляло как — 50,2:49,8; в XVI в. – произошло увеличение в сторону роста денежной ренты как 60:40; отработочная рента была незначительной, в основном преобладала денежная, но это приводило к зависимости крестьян от ростовщиков. Обезземеливание рейата не освобождало его от государственной налоговой зависимости. Поскольку каждый рейат был приписан не к земле, а к хане – определенной податной единице, объединявшей несколько крестьянских хозяйств и несшей коллективную ответственность за уплату того или иного налога государству. Потеряв надел, он (рейат) становился издольщиком, где раньше был рейатом. Переписи XVI-XVII вв. показывают, что среди сельского населения появляется большое число безземельных – джаба, арендующих землю. Положение усугублялось и демографическим взрывом XVI в., за 1520-1580 гг. численность жителей санджаков европейской части выросло более, чем на 70 %. Появились и деклассированные элементы. Разорялись и мелкие тимариоты, которые не пополняли ряды рейатов, а пополняли ряды войск провинциальных правителей, шайки бандитов, иррегулярные войска, участвовавшие в войнах османской империи. Упорядочить (несколько) положение султанским властям удалось лишь во второй половине XVII в.
Крупные восстания в Османской империи отмечались уже вначале XVI в. особого размаха они достигли в восточной Анатолии и проходили большей частью под шиитскими лозунгами. Такими восстания были под руководством Шах-Кулу в 1512 г., Нур-Али в 1518 г., Джеляля в 1519 г. По имени вождя последнего восстания все последующие народные восстания в Анатолии в XVI-XVII вв. стали называть «джеляли». Наряду с антифеодальными требованиями в движениях начала XVI в. фигурировали требования, отражавшие недовольство установлением османского господства в этом регионе, соперничество с османами других турецких племен и династий, стремление к независимости различных тюркских племен и тюркских народностей. Подстрекали к восстаниям в Анатолии зачастую персидский шах и его агенты. Султаны репрессиями справились с этими движениями. В конце XVI – XVII вв. начинается новый этап народных движений, уже религиозные лозунги не используются, выдвигаются социальные мотивы, обусловленные кризисом военно-ленной системы, усилением налогового гнета и финансовыми затруднениями империи. В восстаниях, кроме крестьянства принимали участие и разорившиеся тимариоты, которые хотели добиться восстановления своих прав на землю. Наиболее крупными восстаниями этого периода были восстания Кары Языджи, Дели Хасана (1599-1601) и Каландер-Оглу (1592-1608). Боролись против османов и народы Балкан. В XVI в. это гайдуки. В 90-х гг. XVI в. вспыхнули восстания в различных районах Балкан. Сербы в Банате, валахи в 1594 г. во главе с господарем Михаем Храбрым, восстание в Тырново и т.д.
В 1622 и 1623 гг. янычары дважды участвовали в свержении султанов. Хотя и ранее янычары принимали участие в провозглашении султанов. Так, султаном, провозглашенным янычарами был Селим I (1512-1519) (который став султаном, умертвил всю родню. Сын его брата, Мурад бежал в Персию к Исмаилу – Софи, но не был выдан, что и привело (но не только это) к серии турецко-персидских войн. К мнению янычар вынужден был прислушаться и Селим II в 1566 г. (чтобы быть провозглашенным султаном), когда янычары не захотели более осаждать крепость в австрийских владениях и потребовали (после смерти Сулеймана Великолепного) возвращаться домой. В середине XVII в. султанам все-таки удалось приостановить распад империи.
Османское государство играло большую роль в социальной и экономической жизни страны: ограничивало права феодалов в их тимарских владениях, регламентировало доходы торговцев, ремесленников, даже ростовщиков. Это достигалось с помощью кадиев.
Гос. регламентация распространялась и на ремесленное производство: без специального разрешения властей нельзя было открыть лавку или мастерскую. Устанавливались нормы доходов (10-20 %). Это препятствовало социальному расслоению ремесленников и, в конце концов, замедляло развитие производительных сил.
Османский город находился в феодальной зависимости от государства: оно определяло размеры и способы сбора налогов с горожан, вырабатывало нормы торговой и ремесленной жизни города. Города в Османской империи не имели собственного самоуправления и единого муниципального устройства. Они делились на кварталы, управление которыми строилось по ремесленному признаку. Социально-экономическое развитие Османской империи в конце XV-первой половине XVII вв. показывает, что развитие османского общества в этот период времени определялось становлением феодальных отношений, сосуществованием различных феодальных типов хозяйствования, вовлечения в процесс феодализации новых групп османского населения, активной ролью государства, оказывавшего воздействие на социальную жизнь страны.
В XVII в. Османская империя пережила «революцию цен», пик которой пришелся на первое десятилетие XVII в. Путем прямого государственного вмешательства цены на товары первой необходимости удалось удержать на почти прежнем уровне. Целью османской регламентации цен, торговли и ремесленного производства была забота о снабжении крупных городов, особенно Стамбула. Каких-либо протекционистских взглядов в отношении местного производства в мусульманских экономических представлениях того времени не существовало.
Начиная с 1535 г. велись переговоры о торговых привилегиях в Османской империи французских купцам. Соглашения, предоставлявшие им льготные условия торговли (низкие ввозные пошлины, право экстерриториальности, освобождение от налогов) были впервые подписаны Францией в 1569 г. Несколько позже аналогичные льготы (капитуляции) были получены и другими европейскими странами (Англией (1581 г.), Голландией). Эти капитуляции действовали только в период правления каждого султана, и у следующего правителя европейские послы должны были снова добиваться согласия на подтверждение капитуляций. Капитуляции сыграли отрицательную роль в судьбе Османской империи, создав условия для становления ее экономической зависимости от европейского капитала. Однако в XVI в. эти соглашения, дарованные иностранцам как милость султана и отвечавшие принятой у мусульман внешнеторговой доктрине, не являлись признаком какой-то экономической несамостоятельности. Султаны поощряли транзитную торговлю. С XVI в. Порта полностью контролировала все ближневосточные участки важнейших караванных торговых путей, по которым шли в Европу шелк и пряности. Одновременно с Портой торговать пряностями начинает и Португалия, только морем. В результате соперничества с Португалией торговля пряностями сдвигается на северо-восток: большое значение приобретают торговые пути через Молдавию, Львов, Крым. Интересы посреднической торговли во многом определили и направления внешнеполитической активности Османской империи в Европе.
Османская империя проводила активную внешнюю политику. Порта использовала не только военные, но и дипломатические методы борьбы со своими противниками, главными из которых в Европе являлись Габсбурги. В этой борьбе сложился антигабсбургский союз Османской империи с Францией, оформленный в капитуляциях 1569 г. В 50-х гг. XVI в. продолжается наступление турок на североафриканский берег. В 1551 г. турки, выбив мальтийских рыцарей, овладели Триполи, одержали ряд побед над испанцами в Алжире и Тунисе. В 1560 г. союзный испано-венецианский флот был разбит у о-ва Джерба. Но затем турки стали терпеть неудачи: в 1563 г. испанцам удалось отстоять Оран, в 1565 г. они же помогли мальтийцам отстоять о-в Мальту.
Первые дипломатические контакты с Россией были установлены в конце XV в. (по инициативе турок). В 1569 г. после присоединения к России Казани и Астрахани произошел первый военный конфликт между Россией и Турцией, которая не хотела присоединения Астрахани к России. В последующий период более 70 лет между Россией и Портой не было крупных военных столкновений.
Войны с Ираном шли с переменным успехом. В 1639 г. были установлены границы, не менявшиеся достаточно долго. В составе Османской империи оставались Багдад, Западная Грузия, Западная Армения и часть Курдистана.
Длительные и упорные войны вела Османская империя с Венецией. В результате – к османским владениям были присоединены Кипр (1573 г.), Крит (1669 г.). Именно в войне 1570-1573 гг. турки потерпели поражение при Лепанто.
Война с Австрией (1593-1606) (после которой за Австрией было признано право не платить дань Порте) и австро-турецкие договоры 1615, 1616 гг. и война с Польшей (1620-1621 гг.) привели к некоторым территориальным уступкам Османской империи Австрии и Польше.
Во второй половине XVII в. внешнеполитические позиции Османской империи несколько ослабли, но по-прежнему Порта представляла определенную угрозу для Европы.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 25.07.2010
Комментарии и Отзывы