Обсуждая вопросы форм власти и их применения, мы приходим к ряду следствий
1) контрольные системы (рис.6.16). Первая проблема: как руководитель может быть уверен в исполнении его распоряжения подчиненным? Ответ — никак, но вероятность больше, что это произойдет, если он опирается на власть личности и специалиста, потому что эта сила была «заработана», а не спущена сверху. А власть ресурсов и положения да-ется ему сверху. Ее могут признавать, но ей не будут повиноваться с радостью. Поэтому придется контролировать, чтобы указания были выполнены. В бюрократических организациях, которые основаны на власти положения, много контрольных систем. В проектных группах, где более важны власть специалиста и власть личности, вероятность самоконтроля высока, потому что сама группа контролирует выполне-ние инструкций. Именно по этой причине работники выступают за бо-лее открытый, консультативный стиль руководства, потому что в дан-ном случае велика вероятность самоконтроля. Менеджер, который опирается на свое положение и использует директивный стиль, выну-жден контролировать выполнение своих указаний. Это трудоемкий процесс, кроме того, он может столкнуться с недовольством проверяе-мых;
Рисунок 6.16
2) негативная власть (рис.6.17). Вторая проблема заключается в том, что власть положения работает, создавая отрицательную силу. Должность в организации позволяет не только что-то делать, но также и запре-щать что-либо. Фактически многие должности чаще имеют силу, что-бы остановить что-либо, чем начать дело. Большинство организаций построены так, что отделы и отделения работают как клапаны: их главная функция — пропускать работу через себя, им не надо прояв-лять инициативу, они только содействуют процессу. Временами это может приводить к срыву, потому что требуется контролировать лишь то, что неправильно. Возникает соблазн, особенно когда моральный климат низок и кажется, что чьи-то интересы ущемляются, — пере-крыть клапан и остановить поток. Это и есть использование отрица-тельной власти положения. Это — злоупотребление властью, искаже-ние целей, для которых сила должна быть использована. Любой, имеющий постоянные обязанности, время от времени
испытывает соблазн использовать свою отрицательную силу.
Например, тот, кто готовит еду для неблагодарной семьи, наконец,
решает — пусть они питаются сами; или это водитель автобуса,
который отказывается подбирать пассажиров, даже если автобус
полупустой; или бухгалтер, который предпочитает задержать
квартальный отчет. По мере своего роста организации становятся
все более сложными, при этом усложняются связи между
отделениями и функциями. В результате возрастает отрицательная
сила. Например, группа уборщиков может остановить всю работу
фирмы.
Рубрики: Лекции | Дата публикации: 07.07.2010
Комментарии и Отзывы