О лженауке

«Я предпочитаю вредную истину полезной ошиб-ке, истина сама исцеляет зло, которое причини-ла.» И.В.Гете.

Что такое лженаука? Может быть, это то, что противоречит представлениям науки сегодняш-него дня? Ни в каком случае! Именно работы, убедительно доказывающие противоречивость принятых моделей, могут привести к научной ре-волюции. Даже незаконченные работы такого рода вызывают дискуссии и побуждают к даль-нейшим исследованиям. Так, закон зеркальной симметрии явлений природы подтверждался многими опытами и прочно вошел в представле-ния физиков. Но опыты по проверке этого, каза-лось бы, точного закона, разумеется, никто не отнес к области лженауки, и результатом яви-лось важнейшее открытие – оказалось, что закон зеркальной симметрии нарушается при радиоак-тивном распаде.

Нужно ли считать лженаучными работы, осно-ванные на предположениях, которые, как выяс-няется потом в результате исследований оказы-ваются неверными? Разумеется, не нужно. Под-тверждение предположений не единственный критерий научной ценности работы. И отрица-тельный результат дает важную информацию – исключается одна из возможностей. Лженаука – это попытка доказать утверждение, пользу-ясь ненаучными методами, прежде всего вы-водя заключение из неповторяемого неодно-значного эксперимента или делая предполо-жения, противоречащие хорошо установлен-ным фактам.

А куда отнести незаконченные научные рабо-ты, не устанавливающие истину, а только наме-кающие на ее существование? Они требуют дальнейшей проверки научными методами. Если такую проверку не сделают и объявят без осно-вания работу законченной, она может перейти в разряд лженауки. Непонимание того, какой мучи-тельный творческий процесс отделяет научный результат от первоначальной идеи, преувеличе-ние ценности неоконченных работ, стремление заменить недоделанное догадками – все это в конечном счете приводит к лженауке.

Это те редкие случаи, когда наука соприкаса-ется с лженаукой. Обычно дело обстоит грубее и проще – смутная идея объявляется достоверной истиной; то, что противоречит ей, замалчивается, а то, что подтверждает, громко рекламируется.

Разговоры о превращении лженауки в науку и обратно возникают из смешения понятий – сло-вом “лженаука” часто обозначают либо заблуж-дения, либо поиски неожиданного. Заблуждения неизбежны в науке, но заблуждения не есть лже-наука, так же как и неудавшиеся поиски неожи-данного, если они возникают и устраняются на-учными методами в процессе познания. По на-шему определению, даже поиски “философского камня”, превращающего все металлы в золото, нельзя безоговорочно отнести к лженауке – эта идея не противоречила научным фактам средне-вековья. Алхимики, добросовестно ставившие воспроизводимые эксперименты, были подлин-ными учеными, внесшими свой вклад в познание законов природы.

«На удочку насаживайте ложь, и подцепляйте правду на приманку…»

В.Шекспир, “Гамлет”.

У лженауки есть устойчивые, почти непремен-ные черты. Одна из них – нетерпимость к опро-вергающим доводам. К этому надо добавить пре-тенциозность и малограмотный пафос. Лжеуче-ный не любит мелочиться, он решает только гло-бальные проблемы и по возможности такие, ко-торые не оставляют камня на камне от всей су-ществующей науки. Как правило, работ меньшего значения у него никогда не было. У него самого нет сомнений, задача только в том, чтобы убе-дить тупых специалистов о своей очевидной правоте. Почти всегда он обещает громадный, немедленный практический выход там, где его не может быть.

Далее, почти без исключения – невежество и антипрофессионализм, очевидные любому серь-езному специалисту. И, наконец, – агрессивность. Лженаука пытается доказать свою правоту, не гнушаясь никакими приемами. Можно и нужно протестовать против несправедливой оценки ра-боты, но стремиться изменить общественное мнение следует принятыми в науке способами.

Нельзя воспринимать всерьез жалобы на буд-то бы существующие ущемления лженауки. Во все времена именно лженаука преследовала науку, и утверждать обратное – неуважение к па-мяти жертв лженауки, начиная с Галилея. Есте-ственно, статьи, опровергающие научный метод познания, также недобросовестны, агрессивны и претенциозны.

Надо ли бороться с лженаукой? В некоторых случаях лженаука приносит ощутимый вред об-ществу, например, когда лжеученому удается по-влиять на экономику, культуру, подействовать на воображение молодых людей, начинающих свой путь в науке. Но если научная ценность работы определяется не приказом администратора, а общественным мнением больших коллективов, вероятность ошибочной оценки минимальна. По-этому, мне кажется, не следует бороться с лже-наукой, запрещая ее или используя ее же прие-мы.

Итак, когда вы увидите или услышите о странном явлении, которое противоречит законам, извест-ным вам со школьных времен, не верьте ему бе-зоговорочно. Подобно тому, как юристы исходят из презумпции невиновности, здравый смысл должен исходить из презумпции отсутствия чуда. Не нужно доказывать, что нет странных, необыч-ных явлений, нужно доказать, что они есть.

Задача науки – отбирать наиболее правдопо-добные объяснения и придерживаться их до тех пор, пока опыт или теория не заставит от этого отказаться. Это единственный путь найти те яв-ления, которые опровергают принятые представ-ления.

Рубрики: | Дата публикации: 01.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?