О. Конт (1798-1857)

Основоположник философского позитивизма и социологии как науки. Был поклонником некото-рых французских утопических концепций.

Положительная философия появилась в ре-зультате культурно-исторического процесса, в котором сменяли друг друга наиболее значимые типы миропонимания. Трем стадиям развития человеческого ума соответствуют три стадии ис-тории.

Теологическая стадия (фиктивное знание)

метафизическая стадия (абстрактное зна-ние)

стадия науки и положительной филосо-фии (позитивное знание)

Согласно Конту, формы общественной органи-зации зависят от уровня развития познания.

• Теологическая стадия включает древний мир и раннее средневековье (до 1300 г.). Она со-стоит из трех периодов – фетишизма, политеиз-ма, монотеизма.

Для теологической стадии характерны: объяс-нение посредством апелляции к сверхъестест-венным сущностям;

военно-теократическая общественная организа-ция, церковь как главенствующий социальный институт.

• Метафизическая стадия протекает от 1300 до 1800 г.г.

На метафизической стадии в объяснениях во-царяются абстрактные сущности;

критические и революционные эпохи общест-венного развития.

• Для позитивной стадии характерны:

позитивная наука;

индустриальное общество.

Основные черты опытной науки: отказывается от вопроса почему, ставит перед собой только во-прос как; носит опытный характер; достоверна; полезна для общества.

Получился путь к всё большей конкретности.

Однако в современных точных науках появля-ются и все более абстрактные области.

Последовательность культурных этапов, пред-ложенная Контом, обратна «пирамиде наук Ма-ритена».

Вообще говоря, перед этапом теологии стоило поставить этап мифологии.

Не лишне высказать и такое соображение: по-следовательность Конта не говорит о том, что чем древнее уровень цивилизации, тем более отвлеченно мыслят люди; просто чем менее раз-вито общество, тем дальше отстоят в их миропо-нимании конкретно-прикладные знания от общих представлений о мироздании.

Притяжение душ чем-то напоминает притяже-ние физических тел.

Конт утверждал, что мы никогда не узнаем хи-мич. состав Солнца. В терминологии неопозити-вистов это «псевдопроблема».

Отношение к религии. [О.Конт считал, что о Боге нельзя никак судить, ибо это превышает уровень наших позитивных знаний.]

{Однако он умер стоя на коленях перед “алта-рем”. Но этим алтарем было кресло любимой женщины (уже умершей). Это кресло он окружил почитанием и благоговением. Именно Конт по-следовательно отстаивал идею воздвигать хра-мы “великому существу” (“гранд этр”) — единому человечеству, которое более всего может быть достойным почитания (Мень А. Быть христиани-ном, с.8).

{Говорят, что однажды О.Конт обратился к Гегелю с просьбой изложить свое учение кратко, популярно и по-французски. Г. обиделся. — Мою философию, — зая-вил он, — нельзя изложить ни кратко, ни популярно, ни по-французски… ] .

Рубрики: | Дата публикации: 30.06.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии