Нравственность и Гуманизм
Мне ближе всего понимание гуманизма как учения об универсальном, совершенном, свободном человеке, для которого другой человек есть столь же высокая ценность, как он сам.
Гуманизм начинается с того, что человек видит в другом самого себя, а в себе – друго-го.
Такому человеку сердечно близки ценности и идеалы гуманизма:
человеколюбие,
стремление к свободе, равноправию, братству и справедливости,
трудолюбие,
коллективизм,
интернационализм.
Кто-то эти ценности раньше связывал с пока не существовавшим «гуманным социализмом» (социализмом «с человеческим лицом»).
Такое мироустройство невозможно вне под-линной социальной справедливости и без разви-тия высокой духовно-нравственной культуры по-давляющего большинства людей.
В заключение — один из тех вопросов, которые герои Достоевского называли “проклятыми”…
А не является ли сам человек со своей не-обычной, загадочной миссией во Вселенной ее особой болезнью, досадной опечаткой эволю-ционного развития?
Может, красивые слова про то, что он “шедевр природы” не более чем сомнительный и само-мнительный миф?
Как известно, подобная позиция имеет доста-точно сильных сторонников.
Взять хотя бы представителей “философской антропологии” шелеровской ориентации.
Начнем с того, что сама природа, как и чело-век, далека от совершенства.
Она мало похожа на безукоризненный рай, в котором оказался “злодей-человек”.
В ней совершаются — в том числе независимо от человека — как позитивные, созидательные, так и негативные, разрушительные процессы (причем как по отношению к человеку, так и по отношению к каким-то чисто природным подсис-темам).
Землетрясения, наводнения и тому подобные напасти, хотя и не злонамеренны, но жестоки.
Действуя вслепую, методом проб и ошибок, природа далеко не сразу находит путь к больше-му совершенству.
Что касается человека, то он бесповоротно не запрограммирован ни на злые, ни на добрые деяния.
Ведь и сами “новые философские антрополо-ги” непрестанно подчеркивают открытость че-ловека, его способность себя пересоздавать.
Создавая человека, природа действительно сотворила шедевр. Все остальное зависит от не-го самого.
Разве мир стал хуже от того, что в него вошла удивительная поэзия Пушкина, явился Леонардо со своей неподражаемой Джокондой?..
Разве мир не стал прекрасней, когда в нем появилась неповторимая архитектура католиче-ских соборов и православных церквей, музыка Баха, платоническая любовь Петрарки?
А чудеса современной техники?
Именно творческая деятельность, милосердие и любовь ко всему окружающему позволяют че-ловеку вести более насыщенную, полнокровную жизнь и являются одной из важных предпосылок счастья.
Рубрики: Философия | Дата публикации: 29.06.2010
Комментарии и Отзывы