Наука, «околонаука» и суеверия.

Тьма тоже распространяет-ся со скоростью света.

Постэйнштейновский фольклор

Наука стремится объяснить неизвестное, по возможности связывая его с уже извест-ным.

Суеверие объясняет неизвестное через еще более неизвестное.

Иногда говорят: «Суеверия существуют уже тысячелетия! Значит, в них есть что-то нужное людям, а возможно и отражающее реальность».

Но совершенно не отражать реальность мо-жет только очень больное воображение.

Что касается суеверий, то в них порою суще-ствуют некоторые достоверные черты, но явно преобладают совершенно произвольные и в силу этого недостоверные выводы.

Вот почему подавляющее большинство суе-верий со временем отмирает, исчезает. Остается лишь их малая часть.

Гениальные прозрения древних “мило ужива-лись” с вопиющими заблуждениями. Так в одной древней рукописи читаем: “Раскали свой меч на закате до цвета пурпурного солнца и погрузи его в тело мускулистого раба, дабы он передал мечу свою ловкость и силу”.

Другой пример. Покорившие Русь татаро-монголы считали, что они победили, в частности, потому, что в отличие от «глупых» русских не мылись и не смывали удачу . Однако, ко времени своего поражения они уже переняли этот чуждый им обычай…

Правда, на смену старым порою нарождаются новые суеверия и заблуждения . Так, например, считается доброй приметой разбить бутылку шампанского о спускаемый на воду новый ко-рабль. Лучше бы вместо этого сделали еще один спасательный круг, а шампанское использовали по назначению…

Суеверия основаны прежде всего на страхе, опасении перед чем-то.

Но разве можно быть счастливым или хотя бы удовлетворенным жизнью, находясь во власти страхов? Слепая вера в непреодолимую судьбу делает человека пассивным и удобным для ма-нипулирования. Этим готовы воспользоваться всевозможные политиканы, жулики и шарлатаны.

Как-то звери обратились ко льву за советом — следует ли опасаться того, что черная кошка пе-ребежала дорогу. Царь зверей ответил: «Это за-висит от того, кто ты. Серая мышка или ЛЕВ».

Если бы примета с черной кошкой подтвер-ждалась, это давно использовали бы на практи-ке. Скажем, при боевых действиях выпускали ее перед танками противника.

Можно подумать, что высшим силам (если они существуют) нечего больше делать, как следить за вами, с какой ноги вы встали, перебежала ли вам дорогу черная кошка, сколько раз вы сплю-нули через плечо, постучали или нет по дереву. Не беспокойте «высшие силы» по пустякам!

Уже говорилось, насколько конкретны и точны научные прогнозы. А как гадают цыгане? Как-то я застрял в сыктывкарском аэропорту, дожидаясь лётной погоды. Ждали вылета и цыганки с мно-гочисленными детьми. Погадав почти всем авиа-пассажирам, подошли ко мне. Последовал тра-диционный «прогноз»: «Дальняя дорога, казенный дом, большие деньги»… Тогда я им признался, что и сам «предсказываю», только по научному. А их попросил более конкретно уточнить прогноз обо мне: — куда именно лежит моя «дальняя до-рога»? Какие деньги меня ждут — в каком количе-стве, за что, в какой валюте? Когда и в какой ка-зенный дом я попаду — в театр, автоинспекцию, библиотеку или загс? И, наконец, когда вылетит наш рейс? Естественно, ничего вразумительного в ответ не последовало.

Заниматься гаданием – дело сравнительно нехитрое. В молодости, дурачась, я «предсказы-вал» судьбу загорающим красоткам по располо-жению родинок на их теле. Для меня это была забава и способ познакомиться. Но они-то вери-ли вполне серьезно!

Гораздо лучше магов и колдунов, гадающих на кофейной гуще, по картам или гороскопам, предсказывают будущее философы-футурологи и писатели-фантасты. А о продуктивной и выве-ренной на практике методологии научного про-гноза речь уже шла в предыдущем параграфе.

Что касается «предсказаний» знаменитого Мишеля Нострадамуса (1503 — 1566), то они не более чем расплывчатые и многозначные поэти-ческие образы. В его катренах ничуть не больше пророчества, чем, например, в лермонтовских строках: «Настанет год, России черный год, // Ко-гда царей корона упадет…» Или пушкинских: «Оковы тяжкие падут, // Темницы рухнут — и сво-бода // Вас примет радостно у входа…»

К тому же, распространены тексты Нострадаму-са, которые, как правило, заметно отличаются от его подлинных рукописей. Это констатирует Жаклин Альман, главный «нострадамусовед» Франции, директор музея его имени: «Нострада-мус не написал и половины того, что ему припи-сывают» .

Религиозно-мистические тексты, сказки, мифы допускают немало произвольных интерпретаций. Гадая по сказке, можно сказать, что под Змеем Горынычем подразумевается оппозиция или криминалитет, под Василисой Прекрасной — Ме-ждународный валютный фонд, а под Иванушкой-дурачком – очередной президент или российский народ. Но при желании можно их всех поменять местами. Герой Евг. Леонова в фильме «Гори, гори, моя звезда» крутил один и тот же немой фильм, но в зависимости от того, чья власть в городе, сопровождал его совершенно разным текстом.

Большую озабоченность вызывает такая про-блема : наше российское общество в опреде-ленном смысле перешло от господства утопиче-ского сознания к широкому распространению сознания мифологического. Процветает мрако-бесие. Скажем, телевизионные передачи “Третий глаз”, авторская телепрограмма астролога Гло-бы, гороскопомания, заразившая многие газеты соответствуют научно-культурному уровню сред-невековья. Исходя из меркантильных расчетов, допускается пропаганда совершенно бредовых “учений” и “концепций”.

Нельзя не видеть того, что деятельность ма-гов, колдунов, парапсихологов приносит немалый вред. «…Врачи психиатры и психологи уже давно отметили, что вслед за очередным увлечением в обществе новым эзотерическим или мистическим учением нарастает и новая волна психических заболеваний, причиной которых являются дан-ные учения (…) Однако не меньше, а, пожалуй, даже больше, пациентов психиатрических каби-нетов и клиник, приобщившихся к, так сказать, классическим формам религиозного, мистическо-го и эзотерического сознания; почувствовавших себя богами, мессиями, услышавших наказ Хри-ста, Богоматери или других святых, оказавшихся в Нирване, общающихся чуть ли не каждый день с Богом или архангелами, а иногда и с Дьяво-лом…» .

Вот почему важно, во-первых, защитить фи-зическое и психическое здоровье людей от шар-латанского воздействия, а во-вторых, оградить науку от мистификаторской псевдонауки (огра-дить, конечно, не запретами, а пропагандируя научное мировоззрение и повышая общую куль-туру людей) . Современному человеку стыдно не знать, что многие заболевания, воспринимаемые в давние времена как порча, сглаз зачастую имеют стрессогенное происхождение или порож-дены самовнушением.

Остановимся на первом. Вместо того, чтобы как можно быстрее обратиться к специалистам-врачам для диагностирования и лечения, довер-чивый больной, насмотревшись и наслушавшись наглой, беззастенчиво лживой рекламы, тратит время и средства на колдунов, “чудо-лекарей”, “снимателей порчи” и пр.; а болезнь тем време-нем, как правило, прогрессирует…

Что касается второго, то колдуны, парапси-хологи, астрологи всячески избегают беспри-страстной научной проверки. Их отговорки чаще всего таковы: — наряду с тайной исповеди и вра-чебной тайной существует тайна эзотерического знания; — у меня очень много больных, поэтому не до “обследований”, обидно зря терять время, столь необходимое для лечения страждущих.

Довольно часто представители эзотерики (как и сторонники паранауки) ссылаются на неповто-римый личностный опыт. Таковы, например, рас-суждения Даниила Андреева: “Дух нашего вре-мени не замедлит с вопросом: “Пусть то, что ав-тор называет опытом, достоверно для пережив-шего субъекта. Но может ли оно иметь бoльшую достоверность, чем “опыт” обитателя лечебницы для душевнобольных? Где гарантия?” И сам он так отвечает на этот вопрос: “Без всяких гаран-тий опыту другого поверит тот, чей душевный строй хотя бы отчасти ему созвучен; не поверит и потребует гарантий, а если и получит гарантии — все равно не примет тот, кому этот строй чужд” .

Но столь ли бесспорны подобные рассужде-ния? Их можно принять по отношению, скажем, к сфере искусства. Но не по отношению к сфере научного познания. Мой “душевный строй” может не совпадать (не быть созвучным) с “душевным строем” Альберта Эйнштейна или Ильи Приго-жина, но я с большим доверием приму открытые ими закономерности.

Каждый человек что-то принимает или отвер-гает не в одной, а в разных реальностях. Но эти реальности важно различать, даже если они частично переплетаются между собой. Наряду с реальностью, которая действительно акту-ально существует, могут существовать реаль-ности потенциальная (возможная), воображае-мая, галлюцинаторная и др. Последнее время все больше обсуждается виртуальная реаль-ность. Многие сбои в человеческом мировос-приятии происходят в результате того, что чело-век теряет ориентацию в этом перенасыщенном разными реальностями, многоликом и много-слойном жизненном мире.

Как вытекает из всего предыдущего изложе-ния, одну из основных путеводных нитей тому, кто ищет, дает именно наука. Конечно, она при этом стремится взаимодействовать и с другими сферами культуры.

А теперь специально остановлюсь на отноше-нии к астрологии. Она возникла в конце 3-го – начале 2-го тысячелетия до н.э. в Месопотамии. Со временем астрология отделилась от астро-номии, избрав основной задачей составление и истолкование гороскопов, предсказывающих важнейшие события в жизни человека, государ-ства, города и пр.

Сами по себе принципы глубокого единства и подлинного подобия, используемые при изучении и воспроизведении мира, весьма плодотворны. Поэтому неоспоримы слова Гермеса Трисмеги-ста, выразившего исходную идею греческой аст-рологии: «То, что находится внизу, подобно нахо-дящемуся вверху, и обратно; то, что находится наверху, подобно находящемуся внизу ради вы-полнения чуда единства» (Гермес Трисмегист. Изумрудная скрижаль. 3-2 вв. до н.э.). Другое де-ло, в чем, прежде всего, следует видеть подобие и единство… По сути дела, астрологи произ-вольно истолковывают символы, чисто ус-ловно связанные с реальными процессами; од-нако делают выводы о самих реальных процес-сах. Разумеется, они, чтобы не попасть впросак, формулируют свои пророчества весьма туманно и многозначно…

Заранее оговорю:

между Космосом, жизнью на Земле и всем существованием человечества пролегают глубокие и многообразные связи.

Прежде всего, это влияния Солнца, Луны и самой Земли как космического тела. Не дай бог, если Солнце даже слегка «заболеет»…

Но почему нельзя доверять астрологическим прогнозам?

Начну с того, что они (как и гадания по картам, кофейной гуще и т.д.) не удовлетворяют сфор-мулированным выше требованиям к научному прогнозу: им не хватает конкретности, теорети-ческой и эмпирической доказательности, незави-симой объективной воспроизводимости, широкой эффективной практической реализации и т.д. А теперь более подробно.

1) На людей воздействуют более существен-ные, менее существенные и практически несу-щественные факторы. Огромное влияние на жизненный путь человека оказывают окружаю-щие его природные условия, воздействия Земли, Солнца, Луны, наследуемые генетические биоло-гические и психобиологические программы, це-лостный процесс социализации, саморазвитие и собственные свободные поступки. На него на-кладывают свой отпечаток травмы рождения и детского возраста, специфические переживания чувства неполноценности и развитие психосек-суальности, индивидуально реализуемые защит-ные механизмы психики, особенности научения и воспитания.

Они, а не составленный на момент рождения гороскоп, могут поведать о превратностях чело-веческой «судьбы», а точнее – о превратностях жизненного пути человека .

Аналогичные рассуждения приложимы и к со-циально-историческому прогнозу. Работая над ним, следует прежде всего глубоко и всесторон-не изучать сам исторический процесс, а не взаи-моположение невероятно далеких планет.

2) Тот, кто верит в астрологию, пока еще вос-принимает небесный мир геоцентрически (по Птолемею). Ведь на астрологию существенно не повлияли величайшие научные достижения, ко-торые радикально преобразовали научную кар-тину мира. Астрологи словно не заметили пере-хода от геоцентризма к гелиоцентризму*, от нью-тоновской (классической) картины мира к эйн-штейновской (релятивистской), а от последней – к новейшим моделям Вселенной.

На планеты (от греч. aster planetes — блуж-дающая звезда) обратили особое внимание еще в глубокой древности. Ведь они перемещались на фоне взаимно неподвижных звезд. Тогда-то их и посчитали особыми небесными знаками высших сил, не подозревая, что это не сигналь-ные светлячки, а подобные Земле огромные кос-мические тела, находящиеся на невообразимом удалении от нас.

3) За прошедшие века несколько изменилось место и время положения Солнца в зодиакаль-ных созвездиях*. Кроме того, телескопы позво-лили астрономам открыть три новые большие планеты , много спутников планет, астероидов. Были запущены рукотворные «планеты» — искус-ственные спутники Земли и космические ракеты, бороздящие просторы Солнечной системы. Об-наружены планеты у других звезд. А гороскопы по-прежнему учитывают только те планеты, ко-торые наблюдались невооруженным глазом древними прорицателями.

4) Астрологи недооценивают многовариант-ность и неоднозначность будущего, важную роль хаотических процессов в развитии, вклад в него быстрых изменений и эмерджентных процессов, креативных возможностей высокоразвитых су-ществ. Как творческая и свободная личность, че-ловек может жить не только в соответствии с об-стоятельствами, но и вопреки им. Более того, он способен менять сами обстоятельства, преобра-зовывать мир вокруг себя .

5) Суеверные гадания осуждаются как хри-стианством, так и мусульманством.

Сторонники этих вероучений верят в божест-венное Провидение, но признают, что человеку не дано знать божественных планов на свой счет.

Более того, такие религиозные мыслители, как Н. Бердяев, были уверены, что Бог запретил даже себе самому знать заранее, как человек воспользуется дарованной ему свободой.

6) Утверждения астрологов чаще всего не проверяемы:

а) Из-за того, что они состоят из общих фраз и очень расплывчаты; например: «Завтра до неко-торого момента возможны мелкие огорчения и досадные оплошности. Но затем почти всё нала-дится». Честнее было бы предсказать так: «Зав-тра может быть всё, кроме того, что быть не мо-жет».

б) Из-за того, что они отнесены к далекому будущему (как в предсказаниях Нострадамуса) или далекому и недоступному местонахожде-нию .

7) Порою астрологи давали проверяемые предсказания. Но тогда они, как правило, сади-лись в лужу.

Достаточно напомнить их нелепые предсказа-ния «всемирного потопа» или Апокалипсиса каж-дый раз, когда на небе появлялась большая ко-мета, проходили парады планет, солнечные за-тмения или иные необычные небесные явления.

И в наши дни практика зачастую не подтвер-ждает правильность астрологических предска-заний. Вот почему астрологам не удается разбо-гатеть самим или помочь разбогатеть другим, иг-рая на бирже или в тотализатор, их браки столь же удачны или неудачны, как у других людей, их тоже подстерегают несчастные случаи и прочее.

Грамотный экономист или врач даст более дельные советы по сохранению денег или здоро-вья, чем астролог.

8) Тяготение, электромагнитные силы, с по-мощью которых далекие планеты солнечной сис-темы воздействуют на человека, исчезающе ма-лы .

9) Гороскопы не учитывают, какое расстояние между Землей и данной планетой. А оно очень сильно изменяется.

Правда, порой астрологи говорят об особых, неизвестных науке силах, влияние которых не зависит от расстояния. Но, во-первых, обраще-ние к тому, что никак себя не проявляет, говорит о том, что пока это утверждение наукой и «не пахнет». Во-вторых, если допустить существова-ние таких сил, то надо признать влияние на че-ловека всех планет бесконечного мироздания.

10) Бросается в глаза и то, что ежедневный прогноз, составленный по гороскопам, касается сразу 1/12 землян, т.е. примерно пятиста мил-лионов человек. Когда же идешь к астрологу, ко-торый тебя совершенно не знает, он мало что добавляет сверх гороскопа. Если не пользуется другими, а именно научными методиками…

11) Как правило, современный астролог, не доверяя «языку планет», тайком использует на-учные данные, но облекает свои рекомендации в мистическую форму, играющую своего рода рек-ламную роль. Небольшой надувательский пиар.

12) Существуют разногласия между разными астрологическими направлениями (о прецессии, об учете всех или не всех планет и пр.). Разные астрологи дадут либо расплывчатый (что чаще всего), либо разный прогноз.

13) Неоднократные научные проверки опро-вергали достоверность и «чистоту» астрологиче-ских прогнозов.

14) Порою некоторые астрологи идут на пря-мую фальсификацию: уже после того, как какое-то событие произошло, они создают видимость, что именно о нем они предупреждали заранее. Такой горе-предсказатель имеется в виду в сле-дующем высказывании: «О том, что будет зав-тра, астролог сообщит нам послезавтра!»

Итак, не будем путать божий дар с яичницей, а «пророков» с лжепророками. Могут спросить: – А есть ли «пророки»? Я бы ответил так: – Конеч-но, есть (причем не обязательно религиозные). Такими «пророками» нередко становятся выдаю-щиеся творцы духовной культуры. Эту роль так-же могут играть объединения типа «Римского клуба» или специализированные НИИ, занимаю-щиеся прогнозированием.

Многознание может порою помешать пра-вильному прогнозу, мудрость – никогда!

По словам знаменитого физика Дж. Максвелла, «так велико уважение, котоpое внушает наука, что самое абсуpдное мнение может быть пpинято, если оно изложено таким языком, ко-тоpый напоминает нам какую-нибудь известную научную фpазу».

Рубрики: | Дата публикации: 30.06.2010

Курсовые работы на заказ

Комментарии и Отзывы

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии