Наука и философия.
Предыстория.
Такие народы Древнего Востока, как египтяне, вавилоняне, иудеи, финикияне, обладали срав-нительно высокой культурой.
Однако они не имели почти никакой науки.
Начальные научные знания (например, технические, астрономические и др.) люди
— передавали от поколения к поколению без заметного его развития,
— считали высшими неприкосновенными ис-тинами, данными откуда-то свыше;
— нередко освящали религиозным авторите-том,
— никогда не доказывали и не проверяли.
Напротив, когда древние греки в конце VII и начале VI вв. до н.э. познакомились с этими зна-ниями, они быстро превратили их в настоящее научное знание.
А именно:
— знание начали разрабатывать без непосред-ственного отношения к жизненным нуждам, ради искания самой истины;
— каждый мыслитель свободно доискивался до истин, изменял и исправлял существую-щее знание; вот почему греки в продолжении относительно небольшого времени, с VI по IV или III век, развили слабые зачатки знания в зарождавшиеся науки (астрономия, геомет-рия, медицина, физика, биология, обществен-ные знания);
— знание доказывалось и проверялось, т. е. строилось рационально, в логически разрабо-танной системе понятий.
Вот почему можно сказать, что преднаука впер-вые начала зарождаться в Древней Греции.
Итак, научное знание или наука есть знание, осуществляемое путем свободного личного искания истины ради нее самой и логически обоснованное и приведенное в систему.
Первоначально в Древней Греции в первых на-учных школах существовала только одна единая наука, охватывающая все знание. Это было од-новременно и естествознание во всей его полно-те (учение о мире или природе), и учение о чело-веке, его душе, смысле его жизни.
Поэтому «философия» и «наука» в эту эпоху совпадали между собой.
Позднее наступило разделение науки на ряд отдельных наук, т. е. разделение труда между научными исследователями.
С этого момента выступает и философия, как особая наука.
Так, Платон наряду с науками арифметикой, геометрией, астроно-мией устанавливает особую науку «диалектику», или «учение об иде-ях», тождественную понятию философии.
Аристотель, изучавший самостоятельно множество специальных наук и отчасти их создавший (логику, физику, зоологию, ботанику, эти-ку, эстетику), вводит наряду с ними особую науку «первую филосо-фию», имеющую своим предметом учение о бытии вообще.
Рубрики: Философия | Дата публикации: 29.06.2010
Комментарии и Отзывы