Научное прогнозирование
Знать, чтобы предвидеть, и предвидеть, чтобы действо-вать.
О. Конт
Есть разные типы предвидения:
обыденно-бытовое (- Я же тебе говорила, что он от те-бя уйдет…);
эмоционально-чувственное (- У меня нехорошее пред-чувствие перед экзаменом)
рационально-научное (- Ракета, запущенная к Юпите-ру, сначала пролетит на расстоянии в тысячу км над Марсом).
Научные законы описывают то, что происхо-дит сейчас, происходило в прошлом, а также бу-дет происходить в будущем при наличии тех же самых условий.
Вот почему научные концепции способны прогнозировать будущее, а там, где это воз-можно, даже проектировать его
(«Здесь будет город заложён назло надменному соседу…»).
Они духовно связывают настоящее с потен-циальным будущим.
Научное прогнозирование исследует пер-спективы развития того или иного процесса.
Социальные прогнозы представлены плани-рованием, программированием, проектировани-ем.
Чаще всего, социальное прогнозирование подразделяют на:
краткосрочное — на 1-2 года,
среднесрочное — на 5-10 лет,
долгосрочное — на 15-20 лет,
сверхдолгосрочное — на 50-100 лет. [1]
Основные методы прогнозирования:
экстраполяция,
моделирование,
опрос экспертов,
создание сценариев возможного будущего.
За последние десятилетия число научных работ, посвященных прогнозированию, резко возросло, причем прогнозы касаются как гло-бальных аспектов развития цивилизации, так и отдельных сторон социальной жизни или при-родных процессов.
Любой глубокий и долгосрочный прогноз име-ет междисциплинарный характер.
Он не может быть основан на изолированных исследованиях в узких научных областях.
Ошибочность прогноза чаще всего связана с тем, что при его разработке учитывались лишь второстепенные факторы и функциональные связи, влияющие на развитие изучаемого объек-та .
Наряду с обычным прогнозированием сущест-вует его своеобразный вариант – ретроальтер-нативистика (исследование альтернатив в про-шлом развитии).
Так, например, палеонтологи могут рассмат-ривать различные сценарии происхождения homo sapiens, в том числе тупиковые пути. БЭКМ
По мнению Лакатоса, способность науч-но-исследовательской программы предска-зывать эмпирические факты (в том числе и те, которые могут вызвать аномалию) – это важный показатель ее прогрессивного раз-вития.
Если программа объясняет факты в основном задним числом, значит она регрессирует.
Проектирование — это процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемо-го или возможного объекта, состояния.
Наряду с традиционными видами (архитек-турно-строительными, машиностроительными, технологическими и др.) начали складываться самостоятельные направления: проектирование человеко-машинных систем, трудовых процес-сов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологическое, генетическое и др.
Рубрики: Философия | Дата публикации: 30.06.2010
Комментарии и Отзывы