«На больших картинах иллюминации»: изготовление академиками Петербургской Академии наук проектов фейерверков в 1720 – 1750-е годы

Наймарк Елена Александровна

Аспирант, 3 курс

Российский государственный педагогический университет, Санкт- Петербург, Россия

E–mail: lena_naymark@rambler.ru

Историкам известно, что Петербургская Академии наук активно участвовала в создании фейерверков. В частности, М. А. Алексеева и Д. Д. Зелов показали, как запад- ноевропейские профессора и граверы, а также отечественные специалисты в Академии готовили картины и описания к фейерверочным представлениям1. Представляется необ- ходимым исследовать работу Гравировальной палаты и всей Академии наук по проекти- рованию пиротехнических зрелищ.

В конце 1720-х гг. в Гравировальной палате Академии наук была создана трех- уровневая система обучения. Подробно она неизвестна, но доказано, что педагоги не ог- раничивались рамками одного метода, в частности, системы И.Д. Прейслера, изучав- шейся в Рисовальной палате Академии наук с 1724 г. Начинающие специалисты, кото- рые учились изготовлять гравюры, изображавшие людей, монархические регалии, при- роду и т. д., распределялись на три класса. О системе ученичества, постоянном сотруд- ничестве мастеров и подмастерий свидетельствуют многочисленные подписи к эскизам и оригинальным гравюрам, а также документ об аттестации и оплате работ, который хранится в Петербургском филиале Архива Академии наук2. Самые распространенные сюжеты, которые подмастерья учились гравировать на небольших досках, впоследствии почти полностью использовались для создания композиций фейерверочных представле- ний. Находили широкое применение императорские короны, двуглавые орлы, многие портреты и изображения мифологических героев. Высокое качество исполнения картин фейерверков, а также академических гравюр к ним обеспечивалось тем, что занятия вели профессиональные западноевропейские граверы, которые хорошо знали теорию класси- ческой живописи и умели проектировать художественное оформление фейерверков. Они же в первые годы выполняли главные заказы.

Примерно за месяц до запланированного показа фейерверочного представления в Гравировальную палату поступала промемория или записка менее значительного уровня с заказом на изготовление фейерверка. В большинстве случаев инициатива исходила от Артиллерийского ведомства – Главной артиллерии и фортификации, в которую поступа- ли указы монарха или Сената3. Случалось, что оформлялись и внутренние поручения граверам (в основном, от Я.Я. Штелина, возглавлявшего Гравировальную палату много лет 4), а также частные заказы от богатых и влиятельных государственных деятелей5.

После того, как коллектив палаты выполнял задание, «экземпляры» или «иллю- минации» (так назывались эскизы или готовые картины фейерверков и описания к ним) присылались заказчику. В короткие сроки в лаборатории при Артиллерийском ведомст- ве или в других мастерских Санкт- Петербурга изготовлялись устройства для «театру- мов» фейерверков. После показа, а иногда, наоборот, за несколько дней до начала «ог- ненного зрелища» академики публиковали описания фейерверков, а также оды к ним. Помимо отдельных брошюр с «изъяснениями» к фейерверочным представлениям, кото- рые издавались в России со времени реформ Петра I, академики издавали свои инвенции

в «Примечаниях» к «Санкт- Петербургским ведомостям». В альманахе они излагали те общественно-политические идеи, которые стремились выразить в символике фейервер- ков6. В основном, «изъяснения» к фейерверкам и оды к ним сочиняли Х. Гольдбах, Г.Ф. Юнкер и Я.Я. Штелин7. Высоко ценилось их умение составлять «элоквенции»- красно- речивые надписи к фейерверкам. После прекращения издания «Примечаний» в 1742 г. сочинением лозунгов и од к фейерверкам занимался Я.Я. Штелин, профессор Академии и самый крупный специалист в этом деле. Он использовал свои разработки по истории Дома Романовых, которые ранее применял при изготовлении медалей8.

Я.Я. Штелин в 1740 – 1750 – е гг. являлся главным автором не только текстов, но и картин к фейерверкам. Он рисовал композиции в барочном стиле, который стал господ- ствующим в русском искусстве в царствование Елизаветы Петровны. Военная символи- ка, популярная в первой четверти XVIII в., постепенно исчезала. На картинах Я Я. Ште- лина изображались причудливые архитектурные ансамбли в садах и фонтанах, увенчан-

ные гербом или вензелем Елизаветы Петровны9.

В 1750- е гг. проектированием фейерверков занимался М.В. Ломоносов. В его ла- боратории И. П. Кулибин разрабатывал пиротехнические составы и краски для фейер- верков.

Порядок создания «огненных представлений», который сложился в царствование Петра II и Анны Иоанновны, сохранялся в 1740 – 1750-е гг. В середине XVIII в. Гравиро- вальная палата и определенные подразделения Академии наук, а также академики созда- вали уникальные фейерверки для императорского двора и государственных деятелей. В Академии изготавливались фейерверки, по сложности конструкции и содержанию не имевшие себе равных в России, а иногда и во всем мире.

1Алексеева, М. А. Гравировальная палата Академии Наук XVIII века. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. к. искусствоведения./ М. А. Алексеева. М., 1974; Зелов, Д. Д. Официальные светские праздники как явле- ние русской культуры конца XVII- первой половины XVIII века. История триумфов и фейерверков от Петра Великого до его дочери Елизаветы. / Д. Д. Зелов. М., 2002.

2Петербургский филиал Архива Российской академии наук (далее- ПФАРАН). Разряд XII. оп. 2, ед. хр. 9,

л.19, 20, 21; ед. хр. 35; ф. 3. оп. 7, ед. хр. 17.

3 В документах 1730-х-1750-х гг описи Генерального Повытья фонда Канцелярии Главной Артиллерии и фортификаций (№2) Архива Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи

сохранились множество промеморий ведомства о составлении «экземпляров» фейерверков в Академию

наук.

4 Выписка из журнала Академии наук./Гравировальная палата Академии наук XVIII века. Сб. документов.

Сост.: М. А. Алексеева, Ю. А. Виноградов, Ю. А. Пятницкий. Отв. ред. Б.В. Левшин. Л., 1985. С. 50.

5 ПФАРАН, ф. 3, оп. 7, ед. хр. 18, лл. 3 об.- 4.

6 Наймарк, Е. А. Приложения к «Санкт- Петербургским ведомостям» как источник общественно- полити- ческих идей// Вспомогательные исторические дисциплины- источниковедение- методология истории в системе гуманитарного знания. Материалы ХХ международной научной конференции. М., 2008. С. 492-

495.

7 Статьи в «Примечаниях» публиковались анонимно, однако в «Материалах по истории Императорской

Академии наук» и отдельно изданных брошюрах с описаниями фейерверков изданы атрибутированные описания фейерверков и оды, содержание которых текстуально совпадает со статьями сборника. Перед публикацией материалы, в том числе и инвенции и оды к фейерверкам, проходили сложную процедуру утверждения в Конференции Академии наук. Академики конкурировали за право опубликовать статьи в альманахе. «Примечания» распространялись, как академические «Комментарии» и «Суплементы» среди

«знатных персон» и ведущих служащих Академии и считались престижным изданием.

8 Отдел письменных источников Государственного исторического музея (ОПИ ГИМ). Ф. Штелин Я. Я. оп.

273, ед. хр. 1, 4.

9 ПФАРАН, ф. 170, оп. 1, ед. хр. 78, л. 1; ед. хр. 88, л. 1.

Рубрики: | Дата публикации: 11.07.2010

Нужна курсовая или дипломная?